Развитие кооперативного образования, страница 4

         Какими бы высокими не были квалификации потребительского коллектива и уровень осуществления учебного процесса, без развития материальной базы в современных условиях невозможна подготовка  квалифицированного, грамотного специалиста.

        Так устроена жизнь   неумолимое время меняет одно поколение за другим. Это безостановочный процесс. Но есть постоянная величина - студенчество. Реалии переживаемого нами  времени выдвигают новые проблемы и, соответственно, требуют концептуально иных подходов для их решения.

       В институте ещё много не реализованных планов, надежд и перспектив. Ситуация в стране, к сожалению, не даёт возможности реализовать многие из них.

       Среди средних кооперативных учебных заведений  следует отметить Минский торгово-экономический колледж. Первый звонок в его стенах прозвучал 12 октября 1957 года.  В то время в учебном корпусе насчитывалось всего 10 аудиторий, работало 16 штатных преподавателей. За время существования колледж готовил различных специалистов торгового профиля  товаровед промышленных и продовольственных товаров, организатор торговли.

         Когда система потребительской кооперации стало испытывать нехватку в кадрах, в 1969 на базе колледжа было открыто профессиональное техническое училище по подготовке специалистов этого направления. Это училище существует и сегодня, поэтому это учебное заведение называется учебно-производственным комплексом «ПТУ-колледж».

        Сегодня там имеется 25 хорошо оснащенных кабинетов и лабораторий преподавательский состав насчитывает 45 штатных работников и представляет собой сплав опыта и молодости.  Колледж занимает прочное положение среди учебных заведений, не испытывает недостатка в абитуриентах (1, с.23).

        На дневном и заочном отделении обучаются более 1300 учащихся. Подготовка ведётся по одной специальности – «Коммерческая деятельность» с присвоением квалификации «Товаровед – коммерсант». В техникуме имеются компьютерные классы, достаточное количество контрольно-кассовых аппаратов, весов и счётно-вычислительноё технике. Работа в бухгалтерии, учебной части дневного и заочного отделений переведена на компьютерную основу.

       Основной формой организации учебного процесса остаётся классно-поурочная система. Она обогащается такими формами, как семинары, уроки-конкурсы, уроки-конференции, деловые игры, уроки-повторения с использованием различных методов опроса.

       Занятия преподавателей отличаются постоянной активизацией мыслительной и познавательной деятельностью учащихся.

       Вообще, считается правильным такое направление в обучении, когда учащиеся хорошо знают, и понимают, чем живёт система потребительской кооперации, какие она решает проблемы. Подготовлено более 16 тысяч специалистов для народного хозяйства республики.

         В 1999 году исполнилось 40 лет Полоцкому УПК «ПТУ-техникум» Белкоопсоюза. А начиналось всё в 1959 году, когда постановлением Правления Белкоопсоюза на базе торгово-кооперативной школы был создан Полоцкий кооперативный техникум.

         Развитие учебного заведения  шло поэтапно и как бы зеркально отражало потребность системы потребительской кооперации в кадрах разных специальностей. Растёт торговая сеть, открываются новые магазины – и в 19666 на базе техникума создаётся училище по подготовке продавцов. С 1967 года работает отделение по подготовке техников-механиков холодильников и компрессорных установок.

         Сегодня учебное заведение ведёт подготовку по довольно широкому спектру специальностей только на базе среднего образования.

         На первой ступени в училище, готовят продавцов, официантов-буфетчиков, кондитеров, поваров, заготовителей продуктов и сырья. На второй ступени, в техникуме, обучают будущих товароведов (специальность – коммерческая деятельность), а также техников-механиков холодильно-компрессорных машин и торгово-технологического оборудования. И если товароведов набирают из Витебской и Могилёвской областей, то техников-механиков – по межобластному набору для всех регионов страны.

          Основная форма приёма – это целевой набор  по направлениям от предприятий и организации потребительской кооперации.

         Кроме того, набирают учащихся на договорной, платной основе, их обучение идёт за счёт собственных средств или спонсоров.

         Главный заказчик и поставщик абитуриентов - Витебский облпотребсоюз. Сложились хорошие деловые отношения с его правлением и аппаратом.

         Надо отметить, что Полоцкий УПК стал традиционным местом проведения многих мероприятий кооператоров. Таких как, республиканская отраслевая спартакиада Витебского облпотребсоюза. Уже несколько лет в подряд в зале УПК  проходят зональные смотры художественной самодеятельности потребкооперации 10 районов запада Витебщины.. Кооперативные учебные заведения пошли  впереди остальных в организации системы непрерывного образования. С созданием единых комплексов создалась целая цепочка ПТУ – техникум и Белорусский торгово-экономический университет.

        По решению совета в каждом учебном заведении, в том числе и здесь, были созданы творческие коллективы, объединившие лучших педагогов. Они создавали новые планы, программы, методические и учебные пособия.

       Новые направления в методической работе стали учебные видеофильмы.

         Учебные магазины, где практикуются будущие продавцы и товароведы, обустроены мастерами и учащимися, без преувеличения, с любовью к своей профессии.

          Очень важно производственная практика – 6 недель в магазинах Полоцка и 6 недель в районе будущего распределения.

          Путь молодого пополнения в потребкооперацию, по которому ведёт УПК «ПТУ- техникум», был бы, наверное, каким-то не полным и скучным, лишённым корней и основы, если бы не местный музей истории кооперации. Он постоянно пополняется экспонатами, которые учащиеся привозят из районов ил находят в Полоцке. Конечно, помогли музеи Белкоопсоюза и Витебского облпотребсоюза.