Развитие кооперативного образования, страница 2

                За время пребывания в Москве иногородние слушатели курсов смогли побывать на нескольких публичных собраниях московских кооператоров, принять участие в проходившем там обсуждении кооперативного движения. Это, безусловно,  способствовала установлению и упрочнению связей между ними. Большую заинтересованность и помощь в подготовке квалифицированных кадров проявил Московский Союз потребительских обществ.

                В следующем 1911 году курсы проходили в то же самое время и во многом повторили предыдущие. Их отличала разве что более глубокая специализация в области сельхозкооперации. Новинкой стало приглашение иногородних преподавателей, в частности такого известного теоретика, как М.И. Таган-Барановский. Подключился к занятием тогда ещё молодой А.В. Чаянов, ставший по сути штатным работникам курсов, проводившим не только лекции, но и беседы, выставки, экскурсии(7, с.48).

                В том же 1911 году Попечительский Совет постановил издать для нужд провинции сборник лекции по кооперации. Первый же сборник вышедший на следующий год, имел большой успех. Его раскупили всего за тир месяца, после чего было принято решение о его переиздании и о продолжении серии.

                Год от года кооперативные курсы приобретали всё большую популярность.

                Постепенно совершенствовалась программа курсов, добавлялись новые циклы лекций, изымались потерявшие актуальность. К ставшим уже традиционным беседам и экскурсиям добавились практикумы и семинары. Как отмечали составители отчёта за 1913 год «введение семинариев, увеличение количества бесед и организация курса по ознакомлению с  постановкой счетоводства значительно повисели и продуктивность занятий слушателей, некоторые дни слушатели приходили заниматься по 8-ми и даже 10-ти часов».

               Начавшаяся в августе 1914 году первая мировая война наложила свой отпечаток и на работу курсов. Многие занятия были заменены, перенесены, а то и вовсе не состоялись. Уменьшилось число слушателей.

              Московские курсы уже не справлялись с наплывом желающих. В тоже время далеко не все провинциальные кооператоры могли бросить свои дела на целых два месяца.

            С 1915 года началась новая страница в истории курсов. Они по сути стали «вузом в вузе». Этого и следовало ожидать. Ведь ещё всероссийский кооперативный съезд 1913 года признал необходимым учреждение Кооперативного института. В тоже время московские курсы, отвечая на запросы жизни, постепенно удлиняли свою продолжительность, пока не растянули её свыше 2,5 месяцев. Курсы перестали быть  краткими, констатировали, их организаторы сделались крайне обременительными и громоздкими для слушателей и тем не менее не  могли вместить всего объёма кооперативных знаний».

          Выход был найден в сочетании высших годичных курсов и системы краткосрочных (от нескольких дней до нескольких месяцев). Годичные курсы давали своим слушателям второе высшее образование - ведь на них принимались люди с высшим гуманитарным образованием или те, кто входе проверки показал соответствующий уровень знаний. Что касается тех, кто таким уровнем не обладал,  но всё-таки очень хотел получить систематическое образование в области кооперации, то для них действовали довольно-таки продолжительные «курсы для подготовки инструкторов и инспекторов кооперации» и ставшие долее популярными прежние «курсы по содействию». Не забыли об устройстве спецкурсов по кооперативному сбыту льна, по вопросам строительства союзов учреждений мелкого кредита, по подготовке служащих в потребительских обществах. Кстати, с 1917 года на курсах стало практиковаться повышение квалификации- так называемые «повторительные курсы».

            Первый год Октябрьской революции стал последним в истории Кооперативных курсов.

             Принеся науку в жертву общественности руководители университета совершили и другой тяжкий грех – нарушили и последний оставшийся принцип «свободного университета», свободу поступления, и ввели диплом, далеко не гармонирующий с идеей «свободной школы». Экзамены удостоверение и ограничение, существующих на курсах кооперации и внешкольному образованию, внесли в университет ту казенщину, лучшим протестом против которой был Университет Шанявского. Нам не важно, кем с какими целями введена это казенщина, важно лишь то, что она нарушает один из принципов, положенных в основании университета, и противоречит воле основателя».

            Разумеется, в тогдашних условиях, когда «вольный университет», содержался исключительно на пожертвовании кооператоров, такие дела и настроения, по меньшей мере, были донкихотством.  Полным ходом шла работа по организации Московского Кооперативного института, и уже весной стало известно 1918 года о близком отделении курсов от университета. «Шанявцы» не замедлили отметить «академичность», выработанного А.В. Чаяновым, С.Н. Прокоповичем,  В.И. Анисимовым и другими крупными теоретиками проекта устава института.

     Впрочем и самому университету не долго оставалось существовать. Вскоре он был закрыт «в связи ос реорганизацией системы народного образования», а в его здании разместился другой университет Коммунистический имени Я.М. Свердлова. И единым детищем МНГУ оказались столь ругаемые его ревнителями кооперативные курсы, давшие начало Московскому Кооперативному институту(7, с.50).

      В результате более детального изучения истории становления кооперативных учебных заведений в России В первое десятилетие 20 века автор сделал следующие выводы

          1 Именно благодаря первым высшим кооперативным курсам потребительская кооперация получила первых специалистов.

         2  Кооперативные курсы стали фундаментом для дальнейшего развития кооперативного образования.

         3  На основе первых высших кооперативных курсов был основан Московский кооперативный университет.