Развитие кооперативного образования, страница 6

     На пятнадцати кафедрах института работает  более 180 научно-педагогических сотрудников. Ученые звания и степени имеют около половины преподавателей. Взят курс на формирования педагогических кадров за счёт своих выпускников, тяготеющих к научной и преподавательской деятельности.

      Совместной концепцией правления Белкоопсоюза и учебного совета Белорусский торгово-0экономический институт определён базовым учебным заведением в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров потребкооперации и в научно-методическом обеспечении кооперативного образования. На него возложены задачи проведения и организации научно-методических мероприятий  по проблемам образования, а совершенствования структуры и содержания обучения, обобщения, и распространения опыта, внедрения современных методов обучения и контроля знаний компьютеризация учебного процесса. Профессорско-преподавательский состав направляет свои усилия на выполнения задач по перестройки  высшего образования в республике, на подготовку  специалистов для работы в рыночной экономике(3, с.2).

        Научно-исследовательская работа в институте тесно связана  с деятельностью организации потребкооперации, способствует повышению квалификации кадров. Ведется постоянный поиск прогрессивных решений производственных проблем. Учёные института с участием студентов разрабатывают и публикуют монографии, методические пособия, готовят практические мероприятия.

         Переподготовка кадров тесно увязывается с проблемами службы занятости. Имея высшее образование, желающее могут получить вторую специальность   менеджер на рынке товаров и услуг, правовое обеспечение бизнеса, бухгалтерский учёт и анализ. Окончившим спец факультет, выдают диплом о втором высшем коммерческом или экономическом образовании. Кафедра маркетинга проводит серию  семинаров непосредственно на производственных предприятиях различных форм собственности по внедрению новых способов торговли и рекламного обеспечения. Готовится к открытию магистратура, что активизирует подготовку своих научных кадров и повысит престиж выпускников, получивших звание магистров. Также идёт плодотворное сотрудничество с учебными и научными центрами ближнего и дальнего зарубежья, с кооперативными вузами стран СНГ, с учебными заведениями Польши, США. При институте создана новая кафедра по подготовке специалистов с квалификацией экономист-менеджер международных отношений. Это нужная и престижная профессия.

      Как и многие вузы республики Белорусский торгово-экономический университет преодолевает трудности связанные  с недостаточным финансированием. Сейчас Белкоопсоюз не в состоянии выполнять все затраты ученого заведения. Поэтому на обучение с отрывом и без отрыва от производства в институт на плановые места принимаются либо по направлениям республиканского или областного потребсоюзов Республики Беларусь. Практикуется приём на договорной основе лиц, направляемых на учёбу организациями,  не входящими в систему потребкооперации республики, и по индивидуальным договорам ( при условии успешной сдачи вступительных экзаменов) с полной затратой оплат на подготовку. На таких же условиях принимаются граждане СНГ и других государств. Меры вынужденные, связанные с экономической нестабильностью. Однако высококвалифицированные специалисты будут нужны и завтра. Уникальному учебному заведению, каким является торгово-экономический университет и деятельность которого не ограничивается ведомственными интересами, нужна и государственная целевая поддержка.

    В условиях перехода к рынку перед учебными заведениями потребкооперации  возник ряд проблем и задач. Во- первых, не лёгкий опыт социально-экономических преобразований последнего десятилетия показал, что сохранение кооперативного образования невозможно без серьёзноё поддержки  со стороны самой кооперации. Во-вторых, интенсивное внедрение информационных технологий в процесс обучения и управления учебными заведениями должно стать залогом их жизнеспособности и конкурентоспособности в наступающем тысячелетии. Длю потребительской кооперации поддержка образовательных программ – один из принципов  международного кооперативного движения, который был подтверждён Манчестерским юбилейным конгрессом Международного кооперативного альянса в 1955 году.

     Дана оценка состояния профессионального образования в потребительской кооперации, обозначены проблемы и пути взаимодействия учебных заведений и организаций потребительской кооперации в вопросах подготовки специалистов и востребованности их на практике.

        Отмечена значительная работа, проведённая правлением Белкоопсоюза, по обеспечению стабильного функционирования и развития системы кооперативного образования в потребительской кооперации. Главные усилия были сосредоточены на:

       Создания системы непрерывного образования на республиканском и региональном уровне, удовлетворяющей потребности в кадрах всех отраслей деятельности  потребительской кооперации

      Разработку механизма прогнозирования, планирования и организации целевой подготовки кадров, их использования в системе потребительской кооперации

       Сохранение и развития сети учреждения образования потребительской кооперации, проведение структурных преобразований учебных заведений Белкоопсоюза в целях интеграции начальной и высшей ступеней профессионального образования.

        Подготовка научных и педагогических кадров, мотивацию труда и социальную защиту преподавательского состава, обеспечение развития учебно-материальной базы учебных заведений, повышение эффективности форм и методов управленческой деятельности органов управления и учебных заведений

         Нормативно-правовое   обеспечения непрерывного , профессионального образования.