Тихон Задонский: опыт живого богословия, страница 5

В  период  коренной  ломки  всех  жизненных  устоев,  разнообразных  реформ  гражданской  и  церковной  жизни, святитель Тихон  показал  «воль­нодумному  веку»  путь  истинного  христианства  -  путь  к  преображению  мира. Он,  как  истинный  подвижник  и  учитель, освятил  среди  беспо­ря­дочной  массы  народившихся  жизненных  условий  и  задач  единую  непре­ходящую  цель  -  спасение  во  Христе. Бог, мир,  человек,  общий  смысл  бытия,  должности  христианские  -  всё  уясняется  во  Христе  и  через  Хри­ста.  Практический  Христоцентризм  -  вот  главная  мысль святителя  об  истинном  христианстве. 

Таким  образом,  среди  всеобщего  шатания  нравов  и  поверхностных  увлечений  еще  юной  незрелой  русской  мысли  того  времени  святитель  Тихон явился  строгим  и  непоколебимым  защитником  Божественной  ис­тины  и  святоотеческих  традиций [7, с. 337].

Святитель  Тихон  Задонский  опытно  сумел  показать,  что  в  свете  Христовом  русская  религиозная  философия  может  найти  для  себя  ис­то­ч­ник  вдохновения. Доказательством  этому  служат  произведения  русских  ре­лигиозных  философов  последующих  веков,  начиная  с  первых    славя­но­филов.  Именно  славянофилы  определили   важнейшую  задачу  русской  религиозной  философии,  заключавшейся  в  апологии, защите  право­слав­ного  миропонимания  от  нападений  со  стороны  секуляризированной  и  протестантской  философии,  науки  и  культуры.  В  своей  апологии  славя­нофилы  опирались  на  святоотеческое  предание  и  опыт  Церкви.  При­ме­ром  может  служить  творчество  И.В.Киреевского.  Святоотеческое  нас­ле­дие  стало  основой  его  мысли. Под  руководством  оптинского  старца  Ма­кария  Киреевский  трудился  над  переводами  творений  святых  отцов  и  принимал  участие  в  их  издании. Само  возникновение  славянофильства  произошло,  т.о.,  как бы  «внутри  монастырских  стен». Резюмируя  свою  статью  «О  характере  просвещения  Европы  и  его  отношение  к  про­све­щению  России»,  Киреевский  пожелал  русской  жизни  и  русской  культуре  проникнуться  началами  православия.  В  статье  «О  необходимости  и  возможности,  новых  начал  для  философии»   он  наметил  цели  для  всей  русской  религиозной  философии  - «  стремиться  самый  источник  разумения,  самый  способ  мышления   возвысить  до   сочувственного  согласия  с  верой». [13, с.249].

В   обращение  к  опыту  восточных  отцов  Православной  Церкви  и  в  свете  их  учения   Достоевский   увидел,  как  в  условиях  Нового  Времени    вечные  для  лежащего  во  грехе  мира  проблемы  разлада  между  умом  и  сердцем   человека  обостряются  все  более. Абсолютно  реальные  и  узна­ва­емые  для  современников  персонажи  романов  Достоевского  волею  автора  в  своей  внутренней  жизни  являют  разные  формы  и  степени   этого  раз­ла­да. Но  за  пределами    их  множества    есть  «полюсы»  на  которых  пре­бы­вают  преодолевшие  этот  разлад  -  те,  кто  со  Христом  и  против  Хри­с­та.  Житие  и  труды  святителя  Тихона  Задонского способствовали  ста­нов­лению  христианского  мировоззрения  Федора  Михайловича Достоевского.  Усердное  чтение  религиозно-нравственных  произведений  свт. Тихона при­вело  к  созданию  в  лице  старца  Зосимы («Браться  Карамазовы») нового   духовного  сознания  русского  народа. [14, с.541].

Возрождение  святоотеческой  традиции  свт. Тихоном  Задонским  спо­­собствовало   тому,  что  в  церковном  сознании  отошел  в  сторону  цер­ковно-политический  соблазн, -  этим  открылся  простор  для  «хрис­тианской  философии» [3,с.64].  Нельзя  не  согласиться  с  прот.  Георгием  Флоровс­ким,  что  возврат  к  истокам  был  открытием  новых  путей,  был  обре­те­ни­ем  новых  кругозоров [1,с.127].

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Георгий  Флоровский,  прот. Пути  Русского  Богословия. – Париж, 1937. -574 с.

2.  Знаменский  П.В. История  Русской  Церкви. Учебное  руководство. 9-е  изд. Испр. – М.: Изд. Крутицкое  Патриаршее  Подворье, 2000. – 462 с.

3.  Зеньковский  В.В.  История  Русской  Философии:  В 4-х т. – Ленинград:  Изд. « ЭГО», 1991. – Т.1.- Ч. 1.-220 с.

6.  Тихон  (Задонский),  свт. Избранные  труды,  письма,  материалы. – М.: Православный  Свято – Тихоновский  Гуманитарный    Университет, -2004. – 744 с.

7.  Тихон (Задонский),  свт. Творения.  В  5- ти  т.  5 – е  изд. – М.,  1889. -  Т.2. – 359 с.

8.  Тихон (Задонский),  свт. Творения  иже  во  святых  отца  нашего  Тихона   Задонского:  В  5- ти  т.  5 – е  изд. – М.,  1889. -  Т.3. – 420 с.

9.  Иоанн (Маслов),  схиархим. Святитель Тихон  Задонский  и его  учение  о  спасении.  Магистерская  диссертация. – М., 1993. – 523 с.

10.  Записки  о  святителе  Тихоне  Задонском  его  келейников  Василия  Чеботарева  и  Ивана  Ефимова. – М.: Изд. Московского  Подворья  Свято -  Троицкой  Сергиевой  Лавры,  2001.  -  172 с.

11.  Поселянин Е. Русская  Церковь  и  Русские  подвижники   XVIII  века. –СПб., 1905. -  с.3  -  140.

12.  Василенко Л.И. Введение  в  русскую  религиозную  философию. – М.,2003. – 304 с.

13.  Киреевкий И.В. Разум  на  пути  к  истине. – М.,  2002. – 662 с.

14.  Мочульский  К.  Гоголь,  Соловьёв,  Достоевский. – М., 1995. – 608 с.

15.  Флоровский  Г.,прот. Вера  и  Культура. – Спб., 2002.- 862 с.


Тема: «Тихон Задонский: опыт живого богословия»

Оценка – 4.

Замечаний нет.