Тихон Задонский: опыт живого богословия, страница 3

Своё  учение  об  истинном  христианстве  свт. Тихон  утверждает,  прежде  всего, на  основании  Священного  Писания. Слово  Божие  должно   почитать, любить, слушать  или  читать, чтобы  познать  волю  Божию  и  так  обрести  вечное  спасение. «Знамение  есть  гнева  Божия,  когда  в  каком  месте  слово  Божие  не  проповедуется» [5, с.10].

Слово  Божие  содержащее  в священных  книгах  Ветхого  и  Нового  Завета  разделяется  на  две  части  -  Закон  и  Евангелие. Ветхий  Завет  со­держит  Закон  Божий  и  даёт  представление  о  суде. Евангелие - весть  о прощении  и  оправдании  грешников. Поэтому, все, что  говорится  в  Вет­хом  Завете  о  примирении  с  Богом, относится  к  Евангелию – «В  Ветхом  Завете  Евангелие  святое  проповедуется» [6, с.5].  Вся  суть  Евангелия за­ключается  в  словах  Христа: «Тако  возлюби  Бог  мир, яко  и  Сына  Своего  Единородного  дал  есть,  да  всякий  веруяй  в  Он,  не  погибнет,  но  имать  живот  вечный» (Ин.  3:16).

Плод,  приносимый  чтением  и   слышанием  Евангелия  -  вера.  «Как  христианин  от  веры,  так  вера  от  Евангелия  начинается.  Без  Евангелия

 бо  не  может  быть  вера».[6, с.6]  Чтобы  обрести  её,  сначала  надо  познать  из  закона  «немощь  свою,  гнев  Божий,  клятву,  суд  и    осуждение»[6, с.6]      и  страхом  грозящих  мук  отвратиться  от  греха.

Согласно  Божественному  Откровению,  святитель  Тихон  учит,  что  «вера  от  Духа  Святаго  зачинается. (…) это  дар  Духа  Святаго (…) это  Бо­жественное  семя  от  которого  рождаются  христиане» [6, с.6, 13].

Вера  является  средством  восприятия  Божественных  истин,  непо­сти­жимых  человеческим  разумом

Евангельская  вера  -  это  вера  во  Христа  как  Сына  Божия.  Вера во  Христа – Избавителя  и  Искупителя  освобождает  верующего от  греха,  сме­рти, клятвы, ада, диавола  и  прочего  бедствия,  и  делает  его  духовно  свободным  независимым  от  его  положения  в  обществе. Вера  обновляет  человека и  соделывает  его  кротким, милостивым, исполняет  его  любовью. Вера  соделывает  радость  в  сердце, ибо  «Евангелие  святое  есть  весть  ра­достная,  и  вера  есть  сердечное  принятие  Евангелия». Вера  злострадание  и  скорбь  уменьшают,  отвращает  от  всякого  греха,  душу  вернаго  та­ин­с­т­венно  соединяет  с  Христом [6, с.9-15].

Вера  укрепляется  и  растёт  прилежным  чтением  и  слушанием  слова  Божия,  молитвою,  размышлением   о  чудных  Божиих  делах,  Причаще­ни­ем  Пресвятых  Христовых  Таин. [6, с. 16-18]. Так  как  Евангелие  обращено  ко  всем,  а  значит  и  к  каждому лично,  то  важнейшим  свойством  истин­ной  веры  является  сердечное признание  Бога  своим  Богом,  Царем  и  Спа­сителем.

Свт. Тихон  предупреждает,  что  вера,  которая  словом  Божиим  не  питается  и  не  укрепляется,  оскудевает  и  исчезает,  а  вместо  того  не­ве­рие  и  суеверие  последуют. Оттуда  бывает,  что  люди  за  грех  почитают  то,  в  чём  греха  нет. И напротив  того,  за  грех  не  вменяют,  в  чём  вели­кий  грех. Добродетель  называют  пороком,  порок  -  доброде­телью. «От­сю­да  и  беззаконные  плоды  последуют, которые  безбожное  житие  пока­зу­ют…Человек  сам  в  себе  есть  слеп,  и  потому  требует  просвещения; есть  забытлив,  и  потому  требует  частого  воспоминания;  есть  ленив,  и   ради  того  нужно  ему  поощрение;  есть  дряхл  и  уныл,  и  потому  потребно  ему   утешение;  есть  поползновенен,  и  ради  того  требует  подкрепления;  есть  сомнителен, и  для  того  требует  наставления, -  что  все  из  Священного  Писания  почерпается» [5, с.10].

Однако,  свт. Тихон  указывает,  что  недостаточно  только  знать  хри­с­тианское  вероучение  и  исповедовать  истинность  Божественных  догматов. Истины  веры  должны  запечатлеться   не  только  в  уме уверовавшего,  но, прежде  всего, в  сердце. «Истинная  вера (…)  не  в  наружности,  но  в  сер­д­це  имеет  место» [6, с.20].

Определив  сущность  спасающей  веры, Задонский  архипастырь     рас­­крывает  далее  понятие  о  Церкви.  Он  учит,  что  все  истинно  веру­ю­щие  составляют  собой  Церковь,  которая  есть  «собрание  верных  по  все­му  миру  живущих, в  Бога  и  Христа  Сына  Божия  право  и  истинно  ве­ру­ющих,  проповедью  Божия  слова  просвещаемых  и  Тайны  святыя  право  содержащих» [6, с. 24].

Раскрыв  понятие  о  Церкви, святитель  указывает,  что  истинный  сын  святой  Церкви  есть  тот, который  право  и  сердечно  в  Бога  и  Христа  Сы­на  Божия  верует,  рождён  духовно  крещением  и  в  ком  это  новое  духов­ное  рождение  приносит  плоды  благочестивой  жизни,  имеет  истинный  страх  Божий,  отвращаясь  от  всякого  греха  и  тщится  делать  добрые  де­ла. «Христиане, безстрашно  живущие, покаяния  и  плодов  его  не  тво­ря­щие, до  Церкви  святой  не  принадлежат, хотя  и  крещены  во  имя  Святыя  Троицы,  понеже  веры  (…)  не  имеют» [6, с. 28].  Все  члены  Церкви  -  бра­тья  во  Христе,  все  чада  небесного  Отца, все  рабы  Господни.

Для  истинного  Богопознания,  Богопочитания  и  Богоподражания   ну­жна  духовная  мудрость,  которая   состоит  в  том,  чтобы   уклоняться  от  зла,  и  творить  благое. [5, с. 12]  Следствия  духовной  мудрости  суть  по­но­шения,  презрения,  изгнания  и  всякие  беды.  Ибо  «вси,  хотящие благо­чес­т­но  жити  о  Христе   Иисусе,  гонимы  будут». Но, «кто  любит  Христа  сер­д­цем,  тот   со  Христом  неразлучно  быть  желает,  крест  свой  носит  и  Ему  последовать, поруганным, посмеянным, озлобленным  от  мира, и  с  Ним  и  за  Него  умереть  не  отрицается» [6, с. 129]. Ищущему  духовной  мудрости  можно  почерпнуть  её  начатки  через  созерцание  творений, так  как  всё  в  мире  подаёт  нам  повод  к  духовному  рассуждению. «Тако  размышляю­ще­му,  и  от  создания  Создателя  силу, премудрость  и  благость  познава­ю­ще­му  предлежит» [5, с. 15 - 108].