Тихон Задонский: опыт живого богословия, страница 4

Поскольку  мы  не  свои,  но  Божии,  то  и  жить  мы  должны  не  так,  как  мы  хотим,  но  как  Бог  велит.  Создания  служат  нам,  чтобы  мы  Богу  служили.  Отсюда  следуют   «должности  христианские»:  по  отношению  к  Богу;  по  отношению   к  Христу,  Сыну  Божию;  по  отношению  к  самому  себе;  по  отношению  к  ближнему.

 Святитель  Тихон  учит,  что  христианская  работа  Богу  состоит  в  истинной  и  живой  вере,  любовию  поспешествуемой,  ибо   в  последние  времена  «Сын  человеческий  пришед  убой  обрящет  веру  на  земли?» [6, с. 195]. Истинные  христиане  должны  подвизаться  против  плоти, греха  и  дьявола [6, с.199, 200].  Ибо  «брань  сия  непрестанно  настоит  нам, на  вся­кое  время  и  на  всяком  месте. Ибо  везде  и  всегда (…) страсти  наши  с  на­ми  суть…  плоть  всегда  похотствует  на  духа,  а  сатана  с  своими  злы­ми  слугами,  яко  лев  рыкая  везде  и  всегда  ходит,  иский  кого  погло­ти­ти». Так  как  брань  всем  христианам, то  и  подвиг  против  этой  брани  над­лежит  всем  христианам  -  всякого  чина  и  звания.  Поэтому   всем  хри­с­тианам  -  монахам,  брачным  и  безбрачным,  необходимо  умерщвление  плоти.  При  этом  «умерщвление  плоти,  разумеется,  не  токмо  умер­щ­вле­ние  похоти  блудныя, (…) но  и  прочих  стремлений  страстных,  как  то: гнев, злоба, зависть, сребролюбие, гордость, мщения, злоречия  и  проч. Всё  бо  сие зло  плоти  нашей  плод  есть» [6, с.211]. Победа  истинного  хрис­ти­а­нина  в  этой  брани  состоит  в  победе  духовной  -  побеждать  благим  злое.  «Зде  тот  побеждает, -  поучает  святитель, - кто  гонимый  терпит, обидимый  не  отмщевает, злословимый  благословляет, лишаемый  не  ищет, укоряемый  противу  не  укоряет, и  всякое  находящее  искушение  и  злострадание  ве­ли­кодушно  претерпевает» [6, с.412]. Бог  своею  благодатию  спо­спешест­ву­ет  христианам  побеждать  и  умерщвлять  плотские  похоти, ибо  без  бла­го­дати Божией  сердце  человеческое  творит  только  зло [6, с.299].

Потому  все  искушения  в  жизни  христианина,  исходящие  от  диа­во­ла,  плоти  или  от  прелестей  греховного  мира  не  бывают  неожиданными  и  случайными,  но происходят  по  попущениею Божию  в  пользу  нашу,  ибо  всяким  иску­шением  открывается  таящееся  в  нашем  сердце  зло [5, с.102]. «Тако  при  нашедшем  бедствии  исходят  помыслы  злые,  как  соки  вредныя, крыю­щи­е­ся  в  сердце  и  повреждающие  душу, и  тако  узнает  человек, чем  духовно  не­мощствует» [5, с. 98]. Чтобы  отвратиться  от  греха,  надо  помнить  о  смерти,  о  страшном  суде,  о  муке  вечной  и  вечном  жи­воте  [5, с.219 - 228].

Как  замечает  свт. Тихон, память  смертная,  соединен­ная  с  помыш­ле­ниями  о  Страстях  Христовых,  проповедью  апостольскою  и  пророческим  обличением  совести,  которая  во  всём  со  Словом  Божиим  согласна, спо­соб­ству­ет  формированию  истинного  покаяния. Плоды  истинного  по­ка­я­ния  -  оставление  грехов,  «новое  сердце  и  дух  новый. Ибо, в  обратив­шем­ся  всем  сердцем  и  кающемся  истинно  все  иное  является  –  иныя  мысли, начинания, намерения, иныя  тщания  и  дела» [5, с.213, 214]. Ис­тинное  покаяние,  по  мысли  святителя,  не  что  иное,  как  воскресение  духовное.  «Ибо  никакой  пользы  нет  кающемуся,  пока  грехов  не  оставит  и  не  начнет  нового  жития» [5, с.216] 

Без  истинного  покаяния  нет  и  истинного  благочестия.  Святитель  Тихон вопрошает, -  какая  польза, что  многие  из  христиан  создают  храмы  Божии, но  одушевленные  разоряют;  украшают  Евангелие  златом  и  се­ребром,  но  того, что  Евангелие  учит, и  перстом  коснуться  не  хотят,  или    дают  милостыню,  но  у  других  отнимают?  «Ничего  им  сия  не  пользуют,  поскольку  сами  неисправны  и  нераскаяны  пребывают. Бог  бо,  яко  Дух,  ничем  не  благоугождается,  как  только  духовною  жертвою» [6, с. 78].

В  необходимости  принесения  духовных  жертв  состоит  всеобщее     священство  христиан,  которые  «сами  иереи,  сами  храм,  сами  жер­твен­ник,  сами  с  душами  и  телесами  жертва,  внутрь  огнь  носят  и  меч  гла­гола  Божия» [6, с. 75 - 77].  Чтобы  воспринять  дары  Духа  Святаго,  нужно  стяжать  нищету  духовную.  Ибо,  «кто  мнит  себя  ничтоже,  из  того  нечто  яко  Всемогущий,  соделывает». [5, с. 242]  Стяжание  спасительной  ду­хов­ной  нищеты  требует  от  человека  уединения  во  внутренней  клети  сердца  своего.  «В  сей  тишине  услыши  возлюбленный  христианин,  глас  Божий  внутрь  тебе  глаголющий:  Аз  есмь  Господь  Бог  твой… Тамо  увидишь  Солнце  праведное,  Которое  всегда  сияет,  но  никогда  не  заходит,  обла­ка­ми  не  покрывается,  просвещает  и  согревает,  но  не  опаляет, -  Христа  Сын­а  Божия  во  славе  своей  сияющего» [6, с. 301].

Мистика  свт. Тихона  совпадает  в  своей  основе  с восточно-хрис­ти­анской  мистикой  преображения. Это  живое  ощущение  света  Христова   в  мире;  отсюда  чрезвычайная  яркость  пасхальных  переживаний,  которыми  святитель  описывает  конечное  торжество  Церкви:  «Яко  бо  во  время  вес­ны  исходит  трава  из  недр  земных  и  одевается  благовонными  разли­ч­ны­ми  цветами:  тако  телеса  благочестивых  из  гробов,  в  которых  мразом  смерти  сокрушены,  крылись,  в  оное  время  изыдут  одушевлены,  и  в  но­вый  прекрасный  бессмертия  и  вечныя  славы  вид  облекуться» [6, с. 418].