Тихон Задонский: опыт живого богословия, страница 2

Среди  подвижников  XVIII века  выдающееся  место  занимает  святой  Тихон, епископ  Воронежский. Прот. Георгий  Флоровский   писал,  что   бо­гословские  труды  святителя  Тихона  -  это  «апостольский  отклик  на  безу­мие  вольнодумного  века» [1, с.124]. Склонный  к  отшельничеству  и  созер­цательной  монашеской  жизни, святитель  Тихон,  находясь  в  монастыр­с­ком  затворе,  не  был  равнодушен  к  окружающему  миру  и   оставался  пас­тырем  и  учителем. Он откликнулся  не только  на  современное  ему  воль­терьянство, но  и  на  долговременный  кризис  русской  души,  обозна­чившийся  в  расколе.

Прот. Георгий  Флоровский  характеризовал  раскол,  как  вспышку  «со­циально-политического  неприятия  и  противодействия. (…)  Мечта  рас­кола  была  о  здешнем  граде,  о  граде  земном, - теократическая  утопия,  те­ократический  хилиазм. И  хотелось  верить, что  мечта  уже  сбылась, и  «Цар­ствие»  осуществилось  под  видом  Московского  государства.  Пусть  на  Востоке  четыре  патриарха.  Но  ведь  только  в  Москве  единый  и  един­ственный  православный  Царь…  И  это  ожидание  было  теперь  обмануто  и  разбито… «Отступление» Никона  не  так  встревожило  «староверов»,  как  отступление  Царя.  Ибо  именно  это  отступление  Царя   в  их   понимании  и  придавало  всему  столкновению  последнюю   апокалиптическую  безна­деж­ность» [1, с.56]. Святитель  сознательно  задается  решением  вопроса:  как  в  создавшихся  условиях обрести  и  сохранить  дух  истинного  хри­с­тианства  [4, с.26].

Жизнь  святителя  Тихона  –  это  подвиг  во  имя  спасения,  подвиг  стяжания  в  душе  Царствия  Божия.  Святитель  видел  путь  ко  спасению    не  в  догматических  размышлениях  или  в  использовании  каких-либо  при­емов  созерцания,  не  в  обрядности  или  в  необычных  подвигах  аскетизма,  но  в  богомыслии, молитве, любви, милосердии, в  Евангелии. Этим  пу­тем  он  шел  сам  и  других  вёл  за  собой. Являясь  проповедником  и  жи­вым  носителем  царства  Христова,  святитель  Тихон  звал  к  свету  и  об­но­в­ле­нию  всех,  кто  желал  идти  по  стопам  Спасителя.  Он  также  старался  ус­воить  и  осуществить  в  своей  жизни  высочайшие  духовно-нравс­Твен­ные  образцы, представленные  Священным  Писанием,  святоотеческими  и  по­движническими  творениями, и, воспитав  своего  внутреннего  человека  на  этих  образцах, предлагал  их  затем  в  назидание  всем  ищущим  спа­се­ния.

 «Как  никто  другой, - пишет  священник  Павел  Хондзинский,  он  ви­дел  и  чувствовал, как  в  пустыне  объязычевшегося  русского  мира  рассе­я­ны  истинные  христиане. И  истинно  как  глас  вопиющего  в  пустыне  зву­чит  его  «Спасайся!» [4, с.46].  Исходя  из  реальностей  первохристианской  жизни  свт. Тихон  дает  свои  практические  советы: «Что  не  противное  за­кону  Божию  приказуют,  слушай  и  исполняй:  в  противном  случае  не  слу­шай… Тако  поступали  и  святые  мученики…» [4, с.46].

По  мнению  прот.  Георгия  Флоровского  труд  свт. Тихона  «Об  ис­тинном  христианстве»  -  представляет  «первый  опыт живого  богословия,  опытного  богословия, - в  отличии  и  в  противовес  школьной  эрудиции,  без  подлинного  опыта» [1, с.125].

Свой  труд  свт. Тихон   посвятил  наставлению  в  христианской  жиз­ни. Истинность  христианства,  по  мысли  святителя, состоит, прежде  всего, в  нравственном  и  духовном  возрождении,  без  которого  правые  истины  вероучения  ничего  не  стоят. Объектом  полемики  являются  не  ложные  ис­тины,  а  ложные  христиане. «Знание  правых  догматов  имеется  в  разу­ме,  которое  часто  бывает  бесплодно,  надменно  и  возносливо. Откуду  бы­вает, что  многие, имеющие  знамение  догматов,  суть  беззаконного  жи­тия;  многие  и  проповедуют  веру,  поучают,  наставляют  других  и  пока­зу­ют  путь  к  спасению,  но  сами  не  идут  по  тому  пути,  но  подобно  стол­пов, на  пути  поставленных, (…) сами  неподвижно  стоят. Почему  знание  сие  и  исповедание,  и  учение  им  самим  ничего  не  пользует» [6, с.20].

Святитель  Тихон  заключает,  что  для  того, чтобы  истины  веры  бы­ли  действенны  и  воспринимаемы  умом, они  должны, прежде  всего,  запе­чатлеться  в  сердце  человека,  вызвать  потребность  жить  во  Христе  и  со  Христом.  Он  предупреждает,  что  «без  сердечной  веры  устное  испо­ве­да­ние  не  иное  что,  как  лицемерие». [6, с.21]

Вера  является  началом  и  двигателем  духовной  жизни.  Сравнивая  веру  с  корнем  растения  свт.  Тихон  пишет: «От корня  древо  начинает  и  растёт: от  веры  христианин  начинает  и  растет; без  веры  не  может  быть  христианин,  якоже  без  корня  не  может  быть  древо. Чем  больше  корень  у  древа  растёт,  тем  больше  древо  бывает: тако, чем  больше  вера  растет,  тем  более  успевает  верный.  Что  у  древа  ветви,  листвие  и   плоды,  то  и  у  верного  человека  дела,  слова  и  помышления.  Древо  тем  более  кверху  возвышается,  чем  более  растёт: тако  и  верный,  чем  более  в  плодах  и  в  вере  возрастает,  тем  более  к  небесным  и  вечным стремиться   и  вос­хи­ща­ется. Древо  чем  больше  плодами  обременяется,  тем  более  ветви  его  кни­зу  ниспускаются: тако  верный, чем  множайшими  плодами  веры  укра­ша­ется, тем  более  смиряется» [6, с.23, 24]. Богомудрый  святитель  показывает,  что  по  законам  духовной  жизни  добрые  дела  раскрывают  и  укрепляют  веру, соделывая  её  более  совершенной.