Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», страница 9

Святые Отцы сравнивают Искупление с делом творения. Сущность Ис­купления заключается в том, что Христос «примирил человека с Богом От­цом, примиряя нас с Собою через тело плоти Своей и искупил нас Своею Кровью» (Евр.1,7). Окончился период исхождения от Отца через Сына к Свя­тому Духу, начавшийся творениям мира. Новый этап характеризуется вос­хо­ж­дением от Духа Святого через Сына к Отцу. По святым Отцам в Искуп­ле­нии нет ни заслуг, ни удовлетворения, а только одна любовь, восстанав­ли­ва­ю­щая нарушенное грехом единение. Спасение – дар Божий, ничего не при­нес­ши от себя, мы подняты на высоту. В православной сотериологии уста­нав­ливается тесная связь между внутренней нравственной жизнью человека и спасением, и отводится место для участия самого человека в процессе при­мирения человека с Богом. Такова воля Божия, чтобы человек и сам потру­дил­ся для своего спасения. Поэтому, упразднив смерть, говорит св. Григорий Палама, Он допустил, чтобы она еще осталась для Его (верных), а вместе с нею допустил быть и другим бедствиям. Диавол побежден, «однако допус­ка­ет­ся ему нападать извне, чтобы человек, обновленный, согласно Новому За­ве­ту, то есть Евангелию Христову, живя в доброделании и покаянии, и при­зи­рая удовольствия жизни, перенося же страдания, и закаляясь в нападениях врага, уготовал себя в сем веке к вмещению нетления и оных будущих благ, которые будут соответствовать будущему веку» [9, с.42].

Господь основал Церковь, в Таинствах которой происходит исцеление и освящение человеческого естества. Уже в земной жизни человек через Кре­щений получает начаток будущей жизни. Святые Отцы говорят о Крещении как о новом рождении, в котором божественная благодать возрождает и вос­создает людей, «как сущих уже не от ветхого Адама, от которого они навлек­ли на себя проклятие, но имущих рождение от Нового Адама», «на всех воз­рожденных Им переходит благодать вечной небесной жизни» [9, с.39]. Чело­век уже не чадо плоти, а чадо Божие. По св. Григорию Паламе в Таинствах сообщается нетварная благодать обожения. Святой пишет о трех ступенях обновления человека во Христе. Крещение – это начало воскресения, человек становится причастником Крестной смерти Господа, и раздирается руко­пи­са­ние его грехов. Изгнанный из души человеческой благодатью Святого Духа диавол может нападать теперь только извне. Вторая ступень – это «возобнов­лённая жизнь» хри­с­тианина, а третья – это будущее совершенное и прочное усыновление «сущее в паки бытие и воскресение из мертвых». Когда «рож­денные и вскормленные о Христе и пришедшие, насколько это возможно, в ме­ру возраста исполнения Христа, блаженно сподобятся сияния и сами, со­г­ла­сно написанному, воссияют, как солнце, в Царстве». Искупленные, и «ради

безгрешности во Христе нашего естества, – пишет св. Григорий Палама, – мы стали чадами благоволения ... и возлюбленными Его, и небо отверсто для нас, когда Воздвигший из мертвых, оживит и наши смертные тела, через оби­тающего в нас Духа Его» [9, с.39].

Усвоение дарованного во Христе спасения св. Григорий Богослов упо­добляет бегству из Египта. От «мрачного гонителя – греха, бежим от Фара­о­на, невидимого мучителя и от немилосердных приставников, переселяясь в горний мир, освобождаемся от брения и плинфоделания, от состава сей тлен­ной и поползновенной плоти» [5, с.25]. Жизнь человеческую св. Григорий Богослов сравнивает с ночью, по прошествии которой нет очищения. В этой ночи «закалается Агнец, и честною кровью печатлеются дела и ум, или сила и деятельность – сии подвои наших дверей» [5, с.25]. В Таинстве Евхаристии созидается новое спасенное человечество, и Христос разрушает греховную тьму века сего. Св. Григорий Богослов говорит о хранении веры – «да не от­вер­деем в соляной столп от возвращения к худшему». Веру он уподобляет жез­лу, который является опорой всей жизни, «чтобы ты не преткнулся мыслью, когда слышишь о крови, страданиях и смерти Бога, и думая стать за­щитником Божиим, не впал в безбожие. Напротив того смело и не сом­не­ва­ясь ешь Тело и пей Кровь, если желаешь жизни... поставь ноги во дворех Ие­ру­салима (Пс.121,2), утверди на камне, да не подвижутся стопы твои (Пс.16, 5) шествуя по Богу» [5, с.26]. В последовании Христу, в познании тайн Хрис­товых видели святые Отцы путь усвоения спасения, да «ни мало и ничего не убоимся, подвизаясь за Троицу и с Троицей» [5, с.28].

Отцами Древней Церкви, при благодатном озарении их Святым Духом, была построена православная антропология и сотериология. Дело Искуп­ле­ния рассматривалось ими преимущественно под «физическим углом», как ис­целение и освящение человеческой природы, в явлении любви и милосердия Божия. Святой Григорий Палама выразил общую всем Отцам мысль: «Если бы Он не воплотился и не пострадал плотию, и не воскрес, и не вознесся ради нас, мы бы не познали бездну любви к нам Бога» [9, с.39].

Святые Отцы по­ка­зали связь Домостроительства нашего спасения с Та­инствами Церкви. Домостроительство продолжается в Таинствах, и вечная жизнь начинается уже на земле. Человек соединяется со Христом через Таин­с­тва и молитву, и соединение это продолжается и после смерти.

ЛИТЕРАТУРА

Святоотеческие тексты догматического содержания. Хрестоматия к спец­кур­су по догматическому богословию. ПСТБИ, М., 1999.

1.  Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти.

2.  Свт. Василий Великий. Письмо 38. К Григорию брату.

3.  Свт. Василий Великий. Письмо 226 (234). К Амфилохию.

4.  Свт. Григорий Богослов. Слово 29. О богословии 3, о Боге сыне первое.

5.  Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на св. Пасху.

6.  Свт. Григорий Богослов. Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Апол­линария – первое.

6.  Преп. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию. Вопрос XXI.

7.  Преп. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию. Вопрос ХLII.

8.  Свт. Григорий Палама. Омилии 16, о Домостроительстве Воплощения Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Оценка – 5. Захаров.


 [L.D.1]Здесь говорится не о личности, а о зн-х