Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», страница 2

Закон не может быть отменен прежде его исполнения. Смерть могла быть разрушена только воскресением, а воскресение возможно только пос­ле смерти. Слову надлежало и тление привести в нетление и соблюсти спра­вед­ли­вость, закону о нетлении людей положить конец тем, что власть его ис­по­л­ни­­лась на Господнем теле. «Посему-то бесплотное, нетленное, невещес­т­вен­ное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было да­леким, потому что ни одна часть творения не осталась лишенной Его, но, пре­бывая со Отцем Своим, наполняет Оно и всю вселенную во всех частях ея» [1, с.4].

Св. Афанасий проводит мысль, что не Бог оставил человека, а чело­век отвернулся от Бога. И при этом Слово сжалилось, умилосердилось над не­мощью нашей, снизошло к нашему тлению. И не просто снизошло, а при­ем­лет на Себя тело, и тело не чуждое нашему. Слово знало, что тление не ина­че могло быть прекращено в людях, как только непременно смертью, уме­реть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Тлен­ное и смертное человеческое тело Господь принимает «как орудие на­ше­го спасе­ния», становясь по одной Своей природе способным принять смерть. Тело, принятое от пречистой, нерастленной, неискусомужней Де­вы, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны приносит Он на смерть, и этой Жерт­вой искупает всех подобных. «Ибо Слово Божие, бу­ду­чи превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие, принося в иску­пи­тель­ную за всех цену, смертию Своею совершенно выполнило должное, и таким образом, посред­с­т­вом подобного тела со всеми сопребывая, нетленный Бо­жий Сын, как и сле­до­вало, всех облек в нетление обетованием воскресения» [1, с.4]. Великая честь, говорит св. Афанасий, была оказана людям, погиб бы род челове­чес­кий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не при­шел положить конец смерти.

Боговоплощение св. Афанасий сравнивает с вселением в какой-нибудь город великого Царя, когда никакой разбойник уже не смеет нападать и раз­о­рять его. Так и воплощением Слова, прекратились вражеские злоумышле­ния против людей, и тление не имеет больше власти над людьми, ради Сло­ва все­лив­шегося в них посредством единого тела. «Ибо ныне, уже не как осужде­н­ные умираем, но как имеющие восстать, ожидаем общего всем воскресения, которое во время свое явит совершивший его даровавший Бог» [1, с.5].

Оживотворение человечества, спасение его от уничтожения в смер­ти называет св. Афанасий главной причиной Боговоплощения.

Св. Афанасий пишет, что по своим естественным свойствам человек не способен к богопознанию, самой по себе твари не дано сил, чтобы поз­на­вать Творца «потому что Бог нерожден, а твари произошли из ничего, Бог бес­пло­тен, а твари созданы где-то долу, и вообще, всему сотворенному мно­го не до­с­тает к уразумению и ведению» [1, с.5]. Но человек тем и отличается от бес­сло­весных тварей, что, по милости Творца, наделен он способностью поз­на­вать Бога. Люди были сотворены для богопознания, поэтому Благий и сооб­ща­ет им «собственный Свой образ, – Господа нашего Иисуса Христа, и тво­рит их по образу и по подобию Своему, чтобы при такой благодати, пред­ста­в­ляя себе Образ, разумею же Отчее Слово, могли приобретать понятие о са­мом Отце, и познавая Творца, жить благополучною и подлинно бла­жен­ною жизнью» [1, с.5].

Св. Афанасий говорит, что уже одного образа Божия в человеке доста­точно было для того, чтобы привести к познанию Бога-Слова, и через Него к познанию Отца, люди могли познавать Бога в самих себе. Перед их гла­зами были дела творения, «взирая на величие неба и рассматривая строй­ность тво­ре­ния, можно было людям познавать и Вождя твари – Отчее Сло­во, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и От­ца, и для того приво­дит вселенную в движение, чтобы все через Него по­з­на­вали Бога» [1, с.5]. Но так как люди обленились возводить взор на небо и познавать Творца, дает им Закон и посылает Пророков, чтобы близ себя имели учение, потому что люди всего ближе могут учиться лучшему у лю­дей же. Св. Афанасий подчер­ки­ва­ет, что не для одних иудеев был дан Закон, и не для них одних посылались Пророки, но для целой вселенной служили священным училищем ведения о Боге и внутренней жизни. Но люди побеж­даемые минутными удовольст­ви­я­ми, бесовскими мечтаниями и прелестями, не возвели взора к истине, но об­ре­меняли себя еще большим числом зол и грехов, идолобесие и безбожие ов­ладели вселенной и скрыто стало ведение о Боге. Утрата ведения об истин­ном Боге равнозначна была утрате словес­но­с­ти и по нравам можно было при­з­нать их бессловесными.

Бог сотворил людей для Себя, пишет св. Афанасий Великий, и не мог допустить, чтобы, обольщаемое бесами, гибло любимое Его творение. И че­му надлежало совершиться, как не обновлению созданного по Образу, что­бы через этот Образ люди опять могли познать Бога. Не могло это совер­шить­ся ни через людей, ни через Ангелов. Потому и понадобилось воплощение Сло­ва, чтобы Ему, как Отчему Образу, можно было воссоздать по образу со­тво­ренного человека.

Не совершилось бы это, если бы не были уничтожены смерть и тление. Ради образа Божия в человеке оживотворена и восстановлена была чело­ве­че­с­­кая природа. Для разъяснения этого св. Афанасий использует образное срав­нение. Человек – это икона Бога. И как на иконе, покрывшейся копотью, за­тем­нен был грехами образ Божий в человеке. Но ради лика, изображенного на ней, само вещество, на котором она написана, не бросается, но восста­нав­ли­вается. Бог воплотился, чтобы возродить и воссоздать в душе человечес­кой то, что «по образу».