Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», страница 8

Крестная Жертва – это центральное событие Домостроительсва спасе­ния, не являющееся изолированным действием, но кульминационным момен­том. Человек был в рабстве у диавола, следовательно, была нужда в Жертве, примиряющей осквернившихся общением с лукавым. Св. Григорий Палама го­ворит о некой Божественной хитрости, когда Слово, воспользовавшись плотью, как приманкой, «Крестом поймав началозлобного змия, освободило от него весь порабощенный человеческий род» [9, с.40]. Грехами чело­ве­чест­во загрязнило данную от Бога чистоту естества, «была нужда, – пишет св. Гри­горий, – в освящении, а освящение с самого начала совершается посред­ством жертвы Богу... посему явился единый чистый Христос, и Самого Себя принес Отцу, как Жертву», плоть Свою «принес Отцу как Жертву (начатки), ради освящения нас через наше же человеческое естество» [9, с.41]. Нужна была не только святая Жертва, и святой Архиерей.

Св. Григорий Богослов в ответ на вопрос, кому была принесена эта Жер­т­ва, говорит, что принесена она была Отцу, потому что «человеку нужно бы­ло освятиться человечеством Бога» [5, с.27]. Признавая Отца как Единое начало Св. Троицы, св. Григорий употребляет Его Имя вместо Име­ни Три­е­ди­­ного Бо­га. Жертва была принесена всей Святой Троице, в том чис­ле и Богу Отцу.

Окончательно догматическое учение о Крестной Жертве бы­ло сфор­му­лировано в XII веке на Константинопольском соборе 1156-1157гг. Собор 1157 г. явился первым Собором Восточной Церкви специально рас­сма­т­ри­вав­шим вопрос о Евхаристии, против Сотириха, Василаки и их едино­мыш­лен­ников, принадлежащих к партии латинствующих. Подвергшаяся на Собо­ре критике их схема Искупления очень похожа на западную концепцию. В ней выражено учение о принесении Жертвы одному Богу Отцу, догмати­зи­ро­ванное Тридентским собором, а так же положение о примирении нас с Отцом через Голгофскую Жертву. Главным деятелем, подготовившим и обосно­вав­шим решения Собора 1157 года был еп. Мефонский Николай. В полемике с Сотирихом были выявлены два сотериологических принципа:

1)  всякое действование Св. Троицы едино и нераздельно, если действует од­на из Ипостасей Троицы, то в этом действии участвуют и другие. Этот прин­цип является общим для святых Отцов и проходит через все право­сла­вное бо­го­словие.

2)  вся Св. Троица участвует в Домостроительстве спасения.

Христос совлек с человечества все пагубные силы, «совлек их с Себя во время смерти, восторжествовав над ними (Кол.2, 15), когда они при­с­ту­пи­ли к Нему для происков и сделал их посмешищем на Кресте при исходе ду­ши» [8, с.34]. Крестом человечеству было даровано полное освобождение от пленивших бесов и освящение и будущие обетования.

Крестной Жертвой человечество было разрешено от древней клятвы, пи­шет св. Афанасий Великий. Разрушая клятву, Господь принимает смерть, бывшую под клятвой, и делает орудие поругания «знамением победы над смертью». Христос взял на Себя греховное проклятие, чтобы даровать людям благословение Божие. Смысл Христовой Жертвы в примирении, восстанов­ле­нии союза между Богом и человеком. Важнейшим следствием примирения стало дарование Святого Духа и усыновление людей Небесным Отцом. «Он искупил нас от вины, отпустив нам грехи, и рукописание их на Кресте разо­р­вав», «мы – которые были раньше сосудами гнева (Божия), ныне, благодаря Ему, стали сосудами милости (Божией)» [9, с.42].

Спаситель пришел к концу времен, когда во аде томилось намного боль­ше людей, чем имело родиться в будущем. После грехопадения праро­ди­те­лей, мертвые духом люди сходили во ад. Христос был единственным, кто сошел туда «духом живым», «Божественным светом осиявающий и излу­ча­ю­щий живительную силу, чтобы просветить сидящих во тьме, и по духу ожи­во­тво­рить там (в аду) веровавших в Него» [9, с.42].

Воскресение Господа – залог всеобщего спасения. Воскресение, не ожи­даемое еще, пишет св. Григорий Богослов, но уже свершившееся и при­ми­ряющее собою весь мир. Как диавол через свою смерть по духу произвел в нас сугубую смерть (и души и тела), так Христос, через единое Воскресение Своего тела, даровал нам сугубое воскресение.

Воскресение Господа стало окончательной победой над диаволом. Бог, говорит св. Григорий Палама, низложил диавола «сначала принципом прав­ды» на Кресте, когда он напал на Него безгрешного, а затем уже силою в день Воскресения. Воскресло то самое тело, которое было воспринято в Воп­лощении. Чтобы убедить в этом, говорит св. Афанасий Великий, Господь и не замедлил в смерти дольше трех дней. Воскресла природа порабощенная гре­хом, потому что нужно было, чтобы побежденное стало победителем, нуж­но было воскресение не только по духу, но и по телу ради будущих лю­дей, которые еще родятся. Своим Воскресением и Вознесением, Господь сде­лал для нас достоверною будущую вечную блаженную жизнь в полноте ду­хов­но-телесной природы. Вознесением Своим Он отверз для людей небо, и «воз­севши одесную Отца в той самой плоти, которую ради нас носил и сог­лас­но которой умер, сделав достойными нас воскресения из мертвых, и воз­в­ращения на небо и наследие Царства» [9, с.42].

Усвоение даруемого во Христе спасения.