Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», страница 6

Но Бог не оставляет человека и после грехопадения, не отнимает от не­го Свой образ. Уже одного образа Божия было достаточно, считает св. Афа­на­сий Великий, чтобы познавать Творца. И грехопадшего человека Бог при­зы­вает к Себе, на это направлены все обещания благ и все угрозы, чтобы об­ратить к Себе, убедить желать Его и Его Единого любить. «Не скрыл Он себя от людей в неизвестности, – пишет св. Афанасий, – и не простое дал им о Се­бе ведение, но многообразно и многократно раскрывал им оное» [1, с.5]. Че­ло­век вразумляем был многоразлично: «словом, Законом, Пророками, бла­го­де­яния­ми, угрозами, карами, наводнениями, пожарами, знамениями небес­ны­ми, зна­ме­ниями в воздухе, на море, неожиданными переменами в судьбе лю­дей, го­ро­дов, народов (все сие имело целью загладить повреждение). Нако­нец стало нужно сильнейшее врачевство, по причине сильнейших недугов... и сего пос­лед­него из всех зол – идолослужения» [5, с.23-24]. Образ Божий был попираем самими людьми, ставшими рабами диавола. Св. Афанасий пи­шет о затмении грехами образа Божий в человеке, а св. Григорий Богослов – о утрате образа.

Отцы говорят о постоянном снисхождении Бога к немощи человечес­кой, о милости и человеколюбии. Бог избирает кроткий и человеколюбивый способ врачевания, и чтобы восстановить ведение о Себе, сначала дает Закон и посылает Пророков, «для всей вселенной служили (они) священным учи­ли­щем ведения о Боге и внутренней жизни» [1, с.5]. В самом даровании Закона св. Григорий Богослов видит снисхождение, чтобы Непостижимый был пос­ти­г­нут смертной природой.

Домостроительство Сына Божия.

Наделяя человека свободной волей, Бог берет всю ответственность на Себя. Свв. Григорий Богослов и Василий Великий, утверждая единство при­ро­ды Трех Божественных Лиц, тем самым говорят и о том, что в спасении, как и в творении, участвует вся Пресвятая Троица. «Ибо не может быть отсе­чен от Отца всегда во Отце Сущий, и никогда не отделится от собственного Духа все о Нем производящий» [2, с.13]. Спасает вся Троица, хотя главным Со­вершителем является Сын Божий. Боговоплощение стало полнотой От­кро­вения, когда Бог явил Себя Святой Троицей. Поэтому, как пишет св. Григо­рий Палама, «если бы не воплотилось Божие Слово, тогда ни Отец не явился бы как истинный Отец, ни – Сын, как истинный Сын, ни – Дух Святый», и не познали бы мы «бездну любви к нам Бога» [9, с.39-40]. Пресвятая Троица спа­сла род человеческий по единому Домостроительному действию, но вмес­те с тем каждая Ипостась внесла некоторое собственное содействие. Отец был примирен, Сын примирил, Дух Святой соделался даром, усвояющим спа­сение. Говоря о Боговоплощении, как полноте Откровения Святой Тро­и­цы, св. Григорий Палама однозначно высказывается о необходимости и пред­оп­реде­лен­ности Боговоплощения, вне зависимости от грехопадения. Для со­вер­шен­но­го обожения было необходимо воплощение Бога, но конкретные об­­стоя­тель­ства – Крест и смерть стали нужны только вследствие грехо­па­де­ния.

В Боговоплощении была разрушена природная преграда между Богом и человеком. «Само Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бес­телесное, Начало от Начал, Свет от Света, источник жизни и бессмертия, От­пе­чаток Первообраза, Печать не переносимая, Образ неизменный, опре­де­ле­ние и слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, сое­ди­няется с разумною душою ради моей души, очищая подобное подобным, де­лается человеком по всему кроме греха» [5, с.24]. Непричастность греху была главным условием победы над диаволом, а для людей это было невозможно, ибо «никтоже безгрешен, аще и един день житие его» (Иов. 14,4-5). Спа­си­тель стал единственным человеком непричастным греху, через чудесный сверхъ­естественный образ рождения. Сам Бог сотворил Себе плоть из чистых девственных кровей Пресвятой Девы Марии. «Если бы Он происходил из се­мени, тогда Он не был бы Начальником и Вождем новой и отнюдь неста­рею­щей жизни, и будучи старой чеканки, не было бы Ему возможности воспри­ять в Себе полноту чистого Божества, и сделать свою плоть неистощимым ис­точником освящения, так чтобы преизбытком силы смыть праро­дитель­с­кое осквернение, и стать довлеющим для освящения всех последующих» [9, с.37]. В воплощении Бога, св. Григорий Палама видит доказательство чис­то­ты человеческой природы, что она не в самой себе имеет порчу. Естество че­ловека настолько вне греха, что было возможно соединить его с Собой в ипо­с­таси. По мнению же ев. Григорий Богослова, душа и тело Пресвятой Девы были еще и предочищены Святым Духом.

Утверждая Божество Спасителя, св. Григорий Богослов говорит о двух рождениях Слова: «Он родился, но и прежде был рожден, родился от жены, но и от Девы, родился человечески, рожден Божески, здесь без отца, но и там без матери, а все сие знак Божества» [4, с.21]. Человеческое тело Бог прини­ма­ет, по словам св. Афанасия Великого, как «орудие спасения». Слово воп­ло­щается, чтобы «став Сыном человеческим и участником смертности, соде­лать людей сынами Божиими, сделав их общниками божественного бессмер­тия» [9, с.39].

Воплощением Слово не прияло на Себя скверн, того первородного гре­ха, которому была подвержена и Богородица в силу естественного рождения, но «напротив того, будучи нетленным, оживотворило и очистило и смертное тело» [1, с.7]. В воплощении Господь приял только корень (то есть само лишь естество) человеческого рода, но не грех, и таким образом воистину на­именовался Новым Адамом. В Адаме зло как бы приросло человеческой при­роде. «Посему явился Новый Адам – Христос, Который, как говорит Исаия, греха не сотворил и не помыслил», и во «во Христе явившаяся чистота была Им присвоена самому человеческому естеству» [9, с.38]. Человеческая при­ро­да Господа, никогда не существовавшая отдельно, была обожена уже в мо­мент зачатия. На причинах, вызвавших необходимость Боговоплощения под­робно останавливается св. Афанасий Великий.