Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», страница 3

Идолобесие овладело вселенной и все были душевно поражены, при­ве­дены в смятение бесовской прелестью. Св. Афанасий говорит, что с утратой боговедения, человек утратил и знание самого себя, душевной болезнью не­ведения поражены было все. И только через Боговоплощение можно было пе­реуверить человеческую душу и человеческий ум и научить вселенную об Отце. Только Бог, Который видит и душу и ум человека, мог возобновить в лю­дях знание о Боге. Ни в своей больной душе, ни в делах творения не спо­со­бен стал человек увидеть Творца, потому что очи их устремлены были уже не горе, но долу. «Как добрый учитель, попечительный об учениках своих, снисходя к тем, которые неспособны воспользоваться высшими познаниями, преподает им познания низшие, так поступило и Божие Слово» [1, с.6]. По­с­кольку мысль человека уклонилась от умозрения Бога и ниспала в чув­с­т­вен­ное, Бог становится видимым, чтобы обратить на Себя чувства их, и делами Своими убедить их, наконец, что Он – не только человек, но и Бог, Слово и Премудрость истинного Бога.

Спасительной для людей была не только смерть, но и вся жизнь Гос­по­да, поэтому, пишет св. Афанасий, не тот же час совершает Он жертву за всех и предает тело Свое на смерть, но Своим учением и чудесами, приводит Он людей к вере в истинного Бога. Бог живет среди людей, чтобы пред­по­ла­га­ющие Бога в телесном, из того, что Господь производит телесными Своими делами, уразумели истину, и через Него дошли до мысли об Отце. Спаси­тель являет Свою власть над миром, чтобы люди уразумели, что Он единс­т­венный у людей Спаситель – Сын Божий, а Воскресением Своим, что Он один есть всемогущий Бог – Отчее Слово, владычествующее и над смер­тью.

Божественная природа не претерпела никакого изменения от вопло­ще­ния, не приняла на себя никаких человеческих свойств. Святитель гово­рит о Христе как о единой Божественной Личности[L.D.1] . Как Бог «по сущ­нос­ти Он вне всего, однако же силами Своими присущ во всём, все благоу­стро­я­ет, на все и во всем простирает Свое промышление, оживотворяет и каждую тварь и все твари в совокупности, объемля целую вселенную, и не объем­лясь ею, но все­цело пребывая в едином Отце Своем» [1,с.7]. Этим св. Афа­на­сий говорит, что, хотя Воплотившимся был Сын Божий, в Домостро­и­тельстве спасения учас­твует вся Пресвятая Троица.

Давая познавать Себя в теле, Божество не связывается телом, не про­ис­ходит ни смешения, ни слияния природ, Оно не страдало и, прибывая в теле, не сквернилось. Стараясь объяснить возможность соединения природы чело­веческой и Божественной, св. Афанасий использует образ Солнца, го­во­ря, что как солнце на небе не сквернится прикосновением к земным те­лам и не омрачается тьмою, а напротив того, само их освещает и очищает, так и Слово Божие не прияло на Себя скверн, а напротив, будучи нетленным оживотво­ря­ло и очищало и смертное тело. Будучи совершенным Богом, Хри­с­тос был и совершенным человеком. Уже в момент зачатия природа че­ло­веческая была освящена. Восприняв плоть от Пречистой Девы Марии, Бо­жество не прияло на Себя скверны, а, напротив того, будучи нетленным, ожи­вотворило и очис­тило и смертное тело. Сверхъестественным образом рож­дения, Господь был непричастен первородному греху, и как следствие этого лично безгрешен. Но человечество Его не было мнимым, Он принял телесную природу в том сос­то­янии, в котором она находилась после грехо­падения прародителей, со все­ми его последствиями. Воспринятое тело, ко­то­рое вкушало пищу, родилось, страдало, было телом не кого-либо другого, но Господа, поэтому, в силу еди­н­ства Личности, прилично, пишет св. Афа­на­сий, говорить о нем как о чело­ве­ке, чтобы явствовало, что действительно, а не мечтательно имеет Он тело. Как невидимый Бог явил Себя видимым в делах творения, так Господь Иисус Христос в человеческом облике являл де­ла Божий. «Он очищал прока­жен­ных, хромым давал силу ходить, глухим отверзал слух, слепых делал зря­чи­ми, вообще отгонял от людей всякие бол­езни и всякие немощи. А из этого всякий мог усмотреть Божество Его» [1, с.7].

Прежде чем перейти к главному событию Искупления, св. Афа­на­сий Великий подводит итог предварительно сказанному, возвращаясь к при­чи­нам вызвавшим необходимость Боговоплощения: «преложить тленное в не­т­ленное – не иному кому принадлежало, как Спасителю оного, и в на­ча­ле сот­ворившему вселенную из ничего», «в людях воссоздать образ – не ино­му ко­му было свойственно, как Отчему Образу», «смертное воскресить бессмерт­ным – не иному кому свойственно, как истинной жизни – Господу нашему Иисусу Христу», «научить об Отце, упразднить же идольское слу­же­ние – не иному кому принадлежало, как вселенную приводящему в бла­го­у­с­т­ройство Слову, единому, Единородному, истинному Отчему Сыну», «нако­нец над­ле­жало заплатить долг, лежащий на всех» – «что и было главной при­чиной Его пришествия»[1, с.8].

Говоря о Крестной Жертве св. Афанасий употребляет юридические вы­ражения, но останавливается прежде всего на природном аспекте. Тело Го­с­по­да единосущное всем человеческим телам по природе было тленным и смер­тным. Но по причине снисшествия в него Слова пребывало вне тления – не было подвержено тому распаду, который происходит в человеческих те­лах после разлучения души с телом. По человеческой природе Христос при­нимает смерть, но как имеющий жизнь в Самом Себе, разрушает державу смерти и избавляет от смерти всех единосущных Его телу. И теперь «с пре­кра­щением и уничтожением тления, разрешаемся уже только на время, ка­кое каждому определил Бог... Наподобие семян, ввергаемых в землю, мы разре­ша­ясь не погибаем, но как посеянные воскреснем, потому что смерть упразд­нена благодатью Спасителя» [1, с.8].