Антицерковная компания при Н.С.Хрущёве. Собор 1961 года, страница 6

Автор анализирует несколько источников распространения рели­ги­оз­ной идеологии в этот период. Одним из них были православные братства, сло­жившиеся еще в 1917–1920 годах. К концу 30-х годов они перешли на нелегальное положение и смогли просуществовать до 50-х годов. Остатки братств многое сделали для передачи веры и церковности новым поко­ле­ни­ям. Частичное возобновление их деятельности произошло благодаря осво­бож­дению из мест заключения бывших руководителей. Еще одним важным источником религиозного просвещения стала литература – самиздатовская, зарубежная и даже советская. С конца 50-х годов в СССР начала активно по­с­тупать эмигрантская религиозная литература. Особый этап религиозного про­буждения автор монографии связывает с проникновением в СССР книг русских философов-христиан: Бердяева, Лосского, Шестова, Франка, о. Сер­гия Булгакова. Как особый «очаг» распространения христианства, Шка­ров­ский выделяет советские лагеря, ссылаясь на свидетельство историка и пуб­ли­циста В. Осипова. Обращение к христианству в лагерях в значи­тельной степени происходило под влиянием сотен заключенных в них свя­щен­ников.

Начало религиозного возрождения 50-х годов практически совпадает по времени с развертыванием ожесточенного наступления на Церковь. Свя­щенники и миряне, не согласные с политикой Московской Патриархии, не про­являли себя открыто до конца 50-х годов. Однако с 1958 года нарастание антицерковной кампании создало новые условия. Самые первые акции цер­ковных диссидентов, появление самиздата относятся к началу 1958 года, и на первом этапе достигли своего пика в 63-64 годах, когда особенно жестокая волна гонений фактически поставила вопрос о самом существовании церков­ной организации. Соответственно значительно усилилось сопротивление свя­щеннослужителей и мирян.

В работе М.В. Шкаровского приведен большой фактический материал деятельности ре­ли­гиозных диссидентов. Важной вехой в истории этого дви­жения было создание 2 февраля 1964 года крупной подпольной организации, руководители которой были сторонниками ведущей роли Русского Право­сла­вия в обществе – «Всероссийского социал-христианского союза освобож­де­ния народа». Союз намеревался постепенно увеличить количество своих чле­нов с целью свержения коммунистической власти и создания в со­ци­ально-хри­стианского строя. Для организации были характерны военная струк­тура и четкая иерархичность, что обеспечивало высокую дисциплину и облегчало сбор членских взносов. Как отмечает автор, большинство зару­беж­ных ис­сле­дователей считали ВСХСОН самым значительным подпольным объ­еди­не­ни­ем в СССР после смерти Сталина, а некоторые даже – первой за всю историю советской власти политической партией, возникшей в под­полье.

Оценивая реакцию Запада на гонения хрущевского периода, Шка­ров­с­кий отмечает, что в целом она была слабее, чем в 20-30-е годы. Но посте­пен­но и за границей начало все более усиливаться осуждения антицерковной по­литики советского государства. И это обстоятельство начало сказываться на между­на­род­ной репутации СССР, что действовало на советское прави­тель­ство отрез­в­ля­юще.

«[L.D.6] Политика советского государства,.. прежде всего затронула духов­ную сторону человеческого бытия. Культуре народа был нанесён невоспол­нимый ущерб. Уничтожая храмы, люди уничтожали не только памятники архитектуры, но и историческую память о жизни и духовных ценностях сво­их предков. Народ, не имеющий корней, народом не является, такими людь­ми легче руководить. Это прекрасно понимали «народные» руководители и один за другим наносили всё новые удары по исторической памяти народа, по его духовной силе» [2, с.78].

У большинства мирян и духовенства гонения этого периода персо­ни­фи­цировались с Н.С. Хрущевым, поэтому когда 14 октября 1964 года он был снят со всех своих постов, в сердцах миллионов верующих не без основания возродилась на­дежда на скорую смену курса в политике государства по от­но­шении к религии. И действительно за падением Хрущева почти не­мед­лен­но последовало смягчение антицерковных нападок.

Подводя итоги, автор констатирует, что в целом «хрущевская» кам­па­ния явно провалилась. Откровенные гонения на Церковь не принесли жела­е­мого результата. Вместо того, чтобы обратить людей в атеистов, она загнала религиозную жизнь в подполье, что для режима было гораздо опаснее, чем открытая религиозность. Гонения привлекли симпатии многих людей к стра­даниям верующих, пробудили интерес мировой общественности к поло­же­нию в СССР. В материальном плане Церковь была почти разгромлена. На 1 января 1966 года она имела всего 7523 храма, но показать «последнего со­вет­ского попа» по телевизору не удалось.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964 годах). Кру­тиц­кое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, М., 1999.

2.  Суворова И. Отношения между Православной Церковью Латвии и го­су­дарством в 50-60-е годы XX столетия. Православие в Латвии. Исто­рические очерки. Сборник статей под ред. Гаврилова А.В. Балто-Сла­вянское общество, Рига, 1993. (Стр. 75 – 91).


От светы списала. У нее было замечание, что реферат не пишется на основе одного источника. Я добавила – получила 2. Сдала Светин – получила 4 (у светы было пять). Куда он делся из компа – не знаю.

Замечания – не структурирована.


 [L.D.1]Оценка 2. Работа, по сути, рефератом не является. Цель реферата не только пересказать содержание какого-то труда (что худо-бедно Вы сделали), но и дать ему оценку. Оценку же можно давать лишь сравнив реферируемую работу с другими по теме. По этой причине невозможно писать реферат, использовав лишь две книги.

 [L.D.2]???

 [L.D.3]???

 [L.D.4]62 – 64 гг.

 [L.D.5]В Латвии.

 [L.D.6]???