Антицерковная компания при Н.С.Хрущёве. Собор 1961 года, страница 2

Период хрущевской «оттепели» для Церкви оказался периодом лютого мороза. Новый поворот государственной религиозной политики был вызван целым комплексом причин. В руководстве созрела убежденность в возмож­но­с­ти построения в скором будущем коммунистического общества. Счи­та­лось, что коммунистическая идеология жизнеспособна, и, очистившись от не­гативных черт сталинизма, она несомненно победит. Особенностью дан­но­го периода было и то, что теперь значительная часть общества разделяла эти иллюзии партийного руководства страны, и гонения происходили в условиях индифферентного к ним отношения со стороны народа. Именно идеологи­чес­кий фактор выделяет автор как решающий в наступлении на Церковь в 1958-1964 гг. Значительно больше внимания стало уделяться пропагандистской ате­истической работе, причем в ней гораздо ярче проявилось стремление к научному подходу (создание специализированных институтов, изданий). По сравнению с 30-ми годами набор внешних административно-репрессивных ме­тодов воздействия был гораздо более ограниченным. О массовых репрес­си­ях духовенства теперь уже не могло быть и речи. Советское государство возглавляло лагерь социалистических стран, входило в ООН, и его руковод­ст­во вынуждено было считаться с мировым общественным мнением, поэтому постоянно делались заявления, что в СССР существует полная свобода веро­исповедания.

Причиной начавшихся гонений была смена внутренней политики ру­ко­водящего аппарата страны. Деятельность нового партийного руководства про­текала под знаменем борьбы со сталинизмом, а спокойные отношений к Церкви рассматривались, как его наследие. Кроме этого, автор раскрывает и дру­гие объективные побудительные причины открывшихся гонений. Важ­ным мотивом смены религиозной политики было начавшееся во второй по­ло­вине 50-х годов т.н. религиозное возрождение, когда на свободу были вы­пу­щены сотни тысяч заключенных ГУЛАГА. Так И. Суворова приводит в своей публикации поимённый, но далеко не полный список незаконно реп­рес­сированных на осно­ва­нии 58-й статьи УК («антисоветская агитация и про­паганда») священнослу­жите­лей, вернувшихся в Латвию, составленный епар­хи­альным управлением в 1958 г. Разоблачение преступлений ста­линского ре­жима способствовало из­жи­ванию страхов и активизации ши­ро­ких слоев тра­диционно верующих.

Не последней по значимости причиной наступления на Церковь были экономические расчеты властей. Этот фактор в работе Шкаровского указы­ва­ется и изучается впервые. В конце 50-х годов власти активно искали источ­ни­ки пополнения государственного бюджета. И новая волна наступлений на Церковь началась именно с многократного уве­ли­чения налогов и изъятия части имущества Церкви.

Сыграла свою роль и слабость позиции РПЦ на международной арене. Оказалось неудачной по­пытка использовать ее во внешнеполитических инте­ресах. На Московской межправославной встрече, посвященной восста­новле­нию Патриаршества планировалось добиться осуждения всеми главами Пра­во­славных Церквей испытаний, накопления и использования ядерного ору­жия. Провал планов внешнеполитического использования Церкви широко от­крыл дверь для гонений.

Наступлению на Церковь предшествовала мощная антирелигиозная кам­пания в конце 1957 года по уже отработанной схеме. В ноябре 1957 года все республиканские Советы по делам РПЦ и религиозных культов пред­с­та­ви­ли, согласно запросу зав. сектора агитации К.У. Черненко, справки об ак­ти­визации религиозных организаций и состоянии научно-атеистической про­паганды. 7 декабря на имя председателя Президиума Верховного Совета К.Е. Ворошилова поступила тенденциозная «Информация о письмах граждан по религиозным вопросам» от заведующего отделом писем А. Шмакова. В ней говорилось об открытии и регистрации религиозных общин, и делался вывод об ослаблении атеистической пропаганды. Все поступившие материалы были использованы для подготовки докладной записки, которая 19 апреля 1958 го­да была подана секретарю ЦК Е.А. Фурцевой, курировавшей церковные воп­росы. Была подключена и пресса. Существенную роль сыграло апрельское письмо корреспондентки «Литературной газеты» В. Шапошниковой сек­ре­та­рю ЦК М.А. Суслову о повсеместном наступлении Церкви. В связи с ним в начале мая были проведены совещания ответственных работников отделов пропаганды, науки, школ, вузов, культуры ЦК КПСС, Госполитиздата, ЦК ВЛКСМ и т.д. На страницах журнала «Наука и религия» была развернута кри­тика слишком «примиренческого» отношения к Церкви Совета по делам РПЦ.

В августе Совет по делам РПЦ направил своим уполномоченным нес­коль­ко инструкций: о противодействии активизации церковников, улучше­нии информации, пресечении торжественного празднования церковных дат. 26 августа комиссия ЦК КПСС по вопросам идеологии, культуры и меж­ду­на­родных партийных связей приняла решение подготовить проекты поста­нов­ле­ний Совета Министров о новом порядке налогообложения церковных пред­приятий, а также о православных монастырях.

Важнейшим звеном начала атаки на религию стало секретное поста­но­в­ление ЦК КПСС от 4 X 1958 года «О записке отдела пропаганды и агита­ции ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеисти­чес­кой пропаганды». В нем всем партийным и государственным органам пред­писывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей. По тотальности намеченных мер эта акция не имела прецедента. В со­ответствии с указанием ЦК и лично Хрущева, 16 октября Совет Министров СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях СССР» и «О налоговом обложении доходов епархиальных управлений, а также дохо­дов монастырей».

Автор отмечает продуманность и не случайность начала акции с гоне­ний на монастыри. Монастыри были центрами духовной поддержки веру­ю­щих, можно сказать национальными источниками веры. Показано, как поход на монастыри быстро набирал темпы. Большую активность проявило пар­тий­ное руководство на местах, предпринимавшее репрессивные действия даже без уведомления Совета по делам РПЦ. Совет несколько упорядочил этот про­цесс, утвердив план закрытия в 59-60 гг. 28 из 63 монастырей и скитов Русской Православной Церкви.