Антицерковная компания при Н.С.Хрущёве. Собор 1961 года, страница 5

18 апреля 1961 г. Священный Синод принял навязанное Советом пос­та­новление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жиз­ни». Утвердить его должен был Архиерейский Собор. 18 июля 1961 года бы­ли созваны епископы РПЦ, собрание которых было декларировано в качестве Собора. Трех архиереев, высказавшихся отрицательно о постановлении, на Со­бор не пригласили, а архиепископа Ермогена, который явился без пригла­шения, не допустили к заседаниям. Собор подтвердил проект, согласно кото­рому священники были отстранены от приходского управления, их деятель­ность была в категорической форме ограничена духовным руководством при­хода и богослужением. Было увеличено число постоянных членов Синода, при­нято решение о вступлении во Всемирный Совет Церквей, и одобрено уча­с­тие во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира. Из со­по­с­тавления обоснования отказа РПЦ в 1948 году от сотрудничества в экуме­ни­ческом движении и согласия данного в 1961 году, становится ясно, что бого­словских и каких-либо существенных причин для изменения позиции РПЦ поч­ти не было. В обоих случаях Патриарх был вынужден следовать внецер­ков­ным директивам. Решение Хрущева допустить РПЦ к работе во Все­мир­ном Совете Церквей преследовало две цели: во-первых, чтобы советская внеш­няя политика была представлена на более высоком международном уров­не, во-вторых, чтобы отвлечь внимание от гонений на Церковь в СССР, при­сутствием русских архиереев на виду у мировой общественности и их под­т­вер­ждением свободы совести в стране.

Последствия реформы проявились очень быстро. В качестве примера М.В. Шкаровский приводит положение в Ленинградской епархии, где ду­хо­венство было сокращено на 40%, и изгнаны наиболее бескомпромиссные свя­щенники. Митрополит не мог служить без особого, требуемого каждый раз, раз­ре­ше­ния уполномоченного, а проповедь произносилась только после предварительного просмотра и утверждения текста.

Продолжалась и ликвидация монастырей. Вся Русская Церковь опла­ки­вала закрытие Киево-Печерской Лавры. Настоящее сражение развернулось за Почаевскую Лавру. Первосвятитель не дал согласия на закрытие, но и ре­аль­но помочь ничем не мог. Определенную роль сыграли заявления защитников Лавры руководителям страны и в различные международные организации. В ноябре 1963 года председатель КГБ Семичастный извещал ЦК КПСС, что во Всемирный Совет Церквей и ООН поступила жа­ло­ба монахов Почаевской Лавры на гонения органов власти с требо­ва­нием обсудить этот вопрос пе­ред мировой общественностью. И гонители отступили. Удалось со­х­ра­нить и на­меченные к закры­тию Псково-Печерский и Пюхтицский монастыри.

Состоявшийся в октябре 1961 года съезд партии принял Программу КПСС, про­воз­г­ла­сив­шую построение ком­му­низ­ма за 20 лет. Во всех своих до­кладах Н.С. Хрущев чрезвы­чай­но актуализировал задачи борь­бы с рели­ги­ей. Явно сказы­ва­лась его личная нетерпимость, не­желание считаться с дейст­ви­тельностью. Широко известно его обещание показать по телевизору «по­сле­д­него советского попа». Хотя, по мнению Шкаровского, особой не­навис­ти у него к Церкви не было, гораздо больше неистовствовал в борьбе с ре­ли­гией первый секретарь ЦК Л. Ильичев. И не смотря на то, что в данный пери­од влас­ти уже не могли пойти на террор подобный сталинскому, за период 1961 – 1964 гг. по религиозным мотивам были осуждены 1234 человека.

Особенно сильный удар по Церкви был нанесен введением к лету 1962 года жесткого контроля над совершением треб, крещений, венчаний, отпева­ний. Все они заносились в специальные книги с указанием фамилии, пас­порт­ных данных и адресов участников. Эта акция преследовала сразу нес­коль­ко целей. Резко усилился налоговый контроль, а информация исполь­зо­валась для преследований по месту работы или учебы.

Как своеобразный аспект антирелигиозной кампании, автор отмечает стремление традиционные религиозные обычаи вытеснить новыми празд­ни­ка­ми и ритуалами. Заявлялось, что будут построены специальные храмы с сим­волическими украшениями, прославляющими коммунизм как высшее дос­тижение человеческого ума.

Новое небывалое наступление на Церковь было предпринято в 1964 го­ду. По указанию Хрущева были разработаны «Мероприятия По усилению ате­истического воспитания населения», которые 2 января 1964 года были офор­млены как постановление ЦК. Перед партийными организациями ста­ви­лась задача через 12-17 лет полностью освободить сознание людей от рели­ги­озных предрассудков. Антирелигиозная истерия захлестнула страну. В выс­ших учебных ­заведениях был введен курс «Основы научного комму­низ­ма», были проведены встречи писателей с учеными на тему «Наука, лите­ра­тура и искусство – против религии», и уже 25 августа секретарь Союза пи­са­телей К. Воронков докладывал ЦК, что в ближайшие месяцы выйдет более 40 литературно-художественных атеистических произведения. Во главе всей этой кампании стоял идеологический отдел ЦК КПСС, но, как обычно, в пер­вых рядах безбожников шел комсомол.

Новое небывалое наступление на Церковь вызвало массовое возмуще­ние и сопротивление духовенства. Как особую форму религиозного сопроти­в­ления, рассматривает автор такое явление как религиозное диссидентство. Его зарождение он связывает с начавшимся примерно с середины 50-х годов т.н. русским религиозным возрождением. Это был поиск своей национально-религиозной идентичности, ставший возможным в условиях некоторого рас­ширения границ свободы, критики сталинизма и развенчания прежних иде­а­лов. В конце 50-х годов в СССР впервые пробудился интерес к восточным ре­лигиям, йоге, но через них многие, воспитанные в религиозно индиффе­рен­тных семьях, впоследствии пришли в христианство. Религиозное возрож­дение 50-х годов, носившее стихийный характер, с самого начала приняло по­луподпольный характер. Использовались такие формы как семинары, со­би­равшиеся на частных квартирах для изучения Библии и богословия, круж­ки, самиздат.