Методические указания по экономическому обоснованию дипломных проектов. Часть вторая, страница 2

Во втором случае выбор вариантов, естественно, более свободный. Поэтому все расчеты следует выполнять с ориентацией на наиболее прогрессивные и совершенные грузоподъемные, пакетирующие, перегрузочные и транспортирующие средства, как реально освоенные, так и проектируемые, с использованием перспективных нормативов их эксплуатации.

В соответствии с требованиями современной экономической теории лучший вариант доставки следует выбирать в обоих случаях по условию минимума предельных экономических издержек, включающих все значимые предстоящие затраты, как отражаемые в официальной отчетности фирм (т.е. внешние бухгалтерские издержки), так и внутренние, скрытые (т.е. альтернативные, неявные, вмененные) издержки неиспользованных возможностей, именуемые по-английский как «opportunity cost».

Однако состав и методы расчета предельных издержек существенно различаются: в первом случае - это предельные издержки так называемого краткосрочного периода, идентифицируемые как дополнительные переменные текущие расходы; во втором случае - это все виды дополнительно требующихся предстоящих издержек.

Следует также иметь в виду, что понятия  ²краткосрочного² и ²долгосрочного² периодов по существу характеризуют не столько продолжительность времени, а в основном подразумевают реальную способность фирм радикально изменить и усовершенствовать свою материально-техническую базу, технологию и др. условия деятельности.

Расчет издержек необходимо выполнять на 1т доставляемого груза нетто отдельно для каждого грузопотока, рода груза и грузовладельца.

С целью наиболее полной сопоставимости издержек по всем рассматриваемым видам транспорта должен использоваться однотипный метод определения издержек за перевозки по основным операциям транспортного процесса, т.е. по стоянкам подвижного состава в начальном, конечном и промежуточных пунктах и отдельно - по его движению на магистральных участках всего маршрута доставки.

Имея ввиду, что в связи с резким спадом экономики России объемы перевозок в последние годы на всех видах транспорта заметно уменьшились, а значительная часть постоянных устройств оказалась незагруженной, издержки по этим устройствам (т.е. по железнодорожным путям, депо и станциям, водным путям и причальным гидротехническим сооружениям, автодорогам, гаражам и станциям технического обслуживания автомобилей)  по многим направлениям перевозок на среднесрочный расчетный период могут не учитываться, т.к. в сложившейся ситуации их следует рассматривать как уже вложенные, ²безвозвратные² и не значимые для поставленной задачи.

В целом критерий для выбора лучшего, наиболее конкурентоспособного варианта транспортно-технологической системы доставки груза и вида транспорта -  можно представить как:

                    руб/т,                               (1)

где    - удельная величина предельных экономических издержек непосредственно по n-му элементу i-ой транспортно-технологической системы, руб/т;

- удельная величина сопутствующих предельных экономических издержек по соответствующему m-му виду для потребителей при i-ой транспортно-технологической системе, руб/т;

- порядковый номер элемента ТТС,

- порядковый номер сопутствующего вида издержек потребителя, обусловленных соответствующей ТТС,

- характеристический признак соответствующей транспортно-технологической системы, рассматриваемой в исследовании.

В состав ТТС входят восемь основных элементов: 1) затаривание груза;       2) растаривание его в пункте назначения; 3) пакетирование или загрузка в контейнер; 4) расформирование пакета или выгрузка груза из контейнера;    5) оперативное хранение и складские операции; 6) погрузка в транспортные средства (подвижной состав); 7) выгрузка из подвижного состава и перевалка; 8) непосредственно перевозка (транспортировка). Детальная характеристика элементов ТТС рассмотрена Брюхановым Ю.Г. /3/.

В общем виде удельная  величина предельных экономических издержек непосредственно по элементам ТТС рассчитывается по формуле:

                 руб/т,                                         (2)

где   - предельные текущие издержки и предельные удельные капитальные вложения по соответствующему элементу ТТС, руб/т;

- норма дисконта по инвестициям в физические (реальные производственные) активы. С учетом опыта мирового развития

- норма дисконта по инвестициям в текущие денежные активы, принимаемая на основе ставки рефинансирования Центрального банка РФ на соответствующий период;

- потребность в пополнении оборотных средств для выполнения n‑го элемента ТТС, руб/т.

Для условий краткосрочного периода второе слагаемое формулы (2) обращается в ноль, т.к.  Аналогичное положение будет и в том случае, если технические средства д­­ля некоторых операций будут не ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­приобретаться в собственность, а браться в аренду.­­­­­

В качестве сопутствующих экономических издержек потребителей, непосредственно обусловленных соответствующей ТТС, необходимо учитывать следующие:

1)  стоимостную оценку потерь груза в пределах норм естественной убыли по всем элементам, связанным с доставкой;

2)  ²омертвление² средств в грузах за время доставки (включая накопление и все подготовительные операции к транспортировке);

3)  непосредственные прямые издержки по складам операционного хранения грузов, включая потери в пределах норм естественной убыли, вследствие сезонных перерывов и др. особенностей транспортного обслуживания;

4)   ²омертвление² средств в грузах за время вынужденного операционного хранения, обусловленного ТТС и ее особенностями;