Методические указания по экономическому обоснованию дипломных проектов. Часть вторая, страница 4

где    - верхний предел цены за конкретную перевозку (услугу) в условиях монополии, руб/т;

 - себестоимость перевозки (услуги), руб/т;

 - предельный размер прибыли, в доле от издержек, допускаемый антимонопольным законодательством для транспортных предприятий, .

В случае олигополии, когда по рассматриваемой перевозке (или другой услуге) у клиента есть альтернативная возможность воспользоваться другим видом транспорта (другим способом), верхний предел договорной цены за данную перевозку (услугу) целесообразно определить с учетом цены конкурента:

                           руб/т,                                         (6)

где    - верхний предел цены за конкретную перевозку (услугу) при олигополии, руб/т;

- определяемая цена конкурента по заменяемому альтернативному варианту, руб/т;

- величина возможной надбавки (или снижения) к цене конкурента вследствие уменьшения (увеличения) экономических издержек клиента-потребителя при пользовании речным транспортом вместо заменяемого варианта, руб/т.

                           руб/т,                               (7)

где  - полные сопутствующие экономические издержки клиента-потребителя, обусловленные схемой доставки (кроме самой платы за  доставку) по заменяемому и речному транспорту, руб/т;

- расчетная величина экономии (со знаком “+”) или дополнительных сопутствующих издержек (со знаком “-”) по соответствующему m-му  их виду для потребителя при применении речного транспорта, руб/т;

- порядковый номер сопутствующего вида издержек потребителя, обусловленных схемой доставки.

В зависимости от того, что включено в цену конкурента - , состав учитываемых сопутствующих издержек потребителя может меняться. Если величина  охватывает все элементы транспортно-технологической системы, то  (как в формуле (1)). Если же цена конкурента определена только с охватом части элементов ТТС, то и величину  следует расширить, включив в нее те элементы ТТС, которые не отражены в расчетной величине .

Нижним пределом цены в обоих случаях можно считать предельные издержки по рассматриваемой перевозке (услуге), определяемые для исполнителя (перевозчика) с учетом конкретных условий ее выполнения, т.е.

                       руб/т,                                                    (8)

где   - предельные экономические издержки по соответствующим элементам ТТС, выполняемым фирмой-перевозчиком (исполнителем), для которой определяется договорная цена, руб/т;

- конкретное количество элементов ТТС, выполняемых рассматриваемой фирмой (см. формулы (1), (2) и (7)).

Следует иметь в виду, что при высоких ставках банкового процента  для дорогостоящих грузов, требующих крытых и изотермических складов, сезонность и короткий период работы речного транспорта  обуславливают большое отрицательное значение величины , что существенно сужает сферу рационального применения речного транспорта, а иногда даже полностью “съедает” экономию клиента потребителя на тарифе (провозной плате) по сравнению даже с “дорогим” транспортом круглогодового действия. Расчетное значение верхнего предела цены при этом может оказаться иногда даже меньше нижнего, т.е. такая перевозка речным транспортом нецелесообразна, и фирме следует уйти с рынка перевозок данного груза.

В некоторых случаях кризисного состояния допустимо уменьшение нижнего предела цены за границу безубыточности, однако чтобы при этом компенсировались переменные издержки на единицу продукции, т.е.

                       руб/т,                                                    (9)

где     - удельная величина переменных издержек на единицу продукции.

Желаемая для фирмы, наиболее выгодная величина договорной цены находиться в промежутке между верхним и нижним её расчетными пределами. Для выявления ее конкретного значения целесообразно применить метод «запечатанного конверта» (тендерных торгов) с использованием экспертных или ожидаемых оценок о взаимозависимости между уровнем цены и объемом спроса на перевозки (услуги). Если спрос эластичен, для фирмы-исполнителя окажется выгодным снизить цену и увеличить прибыль за счет возрастания объема выполняемых услуг.

Для установления наиболее выгодной договорной цены следует наметить возможные ее значения от до через равные интервалы (при условии, что >), установить для каждого значения цены показатель относительного (или абсолютного размера перевозок (услуг) и выявить наиболее выгодную договорную цену по условию:

                                                           (10)

где     - возможное значение договорной цены в -м интервале от верхнего до нижнего предела;

- относительная или абсолютная оценка (расчетная или экспертная) сравнительного значения изменения объема услуг для соответствующего значения договорной цены.

Все расчеты должны быть согласованы к клиентами-заказчиками или обоснованы надежными данными об эластичности спроса на рассматриваемые услуги.

Рекомендуемая литература:    4, с.178-180; 6, с.352-395; 7, с.108-118.

4.   Выбор лучших решений в условиях изменчивости и

         неопределенности экономической конъюнктуры.

Изменчивость и неопределенность экономической конъюнктуры - неизбежный атрибут рыночной экономики. Поэтому все экономические расчеты и обоснования следует выполнять не точечным методом (т.е. по однозначно детерминированному значению каждой расчетной величины, которые, как правило, имеют случайный характер), а при рассмотрении наиболее вероятных границ их изменчивости.