Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе, страница 8

То есть, рассматривая понятия «государственные интересы» и «общественные интересы» под призмой различных  сфер жизни - социальной, политической, экономической, культурной, становятся видны яркие отличия одного от другого. Однако, российское законодательство в некотором роде отождествляет эти понятия, например в основном законе государства – в ст. 18 Конституции РФ говорится о том, что вся деятельность государственной власти - а именно законодательных, исполнительных и судебных органов направлена в на защиту и охрану прав и свобод человека. Именно они определяют сущность, содержание и применение законов данными органами.

Если рассматривать общественные интересы как некую совокупность членов общества, то получается, что орган государственной и муниципальной власти участвуя в гражданском процессе в защиту интересов граждан, то одновременно происходит защита общественных и государственных интересов.

Из всего этого следует, что разделение между общественными интересами и государственными очень сложно проводить в том случае, если смотреть на конкретную ситуацию объективно и слишком широко. Однако, в узком понимании интересов человека и интересов государства, можно четко провести границу, в зависимости от предмета спора и конкретного гражданского дела. Зачастую происходит совмещение защиты интересов отдельного гражданина и государства, например, при рассмотрении трудовых споров о выплате заработной платы, или неуплате индивидуальными предпринимателями налогов в казну государства и в государственный пенсионный фонд.

Другой проблемой является широко распространённая правовая безграмотность граждан, которая заключается в том, что граждане абсолютно никак не разбираются в области правовых отношений. Низкой правовой культурой граждан активно пользуются те, кто стремится получить выгоду. Например, при устройстве на работу работодатель дает для заключения не трудовой договор, а гражданско-правовой на оказание услуг, вследствие чего, потенциальный работник становится обманутым с самого начала, так как не понимает между ними разницы, и правовых последствий их заключения. Таким образом, деятельность работника будет регулироваться основами гражданского права, а не трудового, и в первую очередь будут учитываться условиями гражданско-правового договора.

В связи с этим возможность обратиться за защитой своих прав в органы государственной власти и местного самоуправления является очень важным. Потому что грамотный специалист может гораздо эффективней помочь разобраться по существу возникшего спора, так как понимает и разбирается в тонкостях юриспруденции лучше, чем простой обыватель.

Кроме того никуда не исчезала проблема соблюдения и охраны интересов категории социально-слабозащищенных граждан. К таковым относятся многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, недееспособные лица, которые в силу своих физических, психических или возрастных особенностей не могут полноценно участвовать в гражданском процессе и защищать свои права, а потому участие от их имени процессуальных истцов является важной гарантией государства в реализации права на судебную защиту и обращению в суд.

Также не является секретом проблема малоимущих лиц, которые наравне с другими гражданами имеют конституционное право на получение высококвалифицированной юридической помощи. Хотя на данный момент получить такую помощь даже среднеимущим гражданам достаточно затруднительно, даже им приходится брать в кредит или в долг денежные средства, чтобы оплатить услуги юридического представительства в суде. Работа институтов социальных представителей, юридических консультаций разработана и представлена достаточно слабо. А потому для граждан обращение за помощью в охране и защите своих прав к органам государственной власти и органам местного самоуправления очень важно. Для многих это единственный шанс получить реальную помощь.