Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе, страница 6

- по инициативе государственных органов и органов местного самоуправления;

- по инициативе лиц, участвующих в деле;

- по инициативе суда. В таком случае привлечение государственного или муниципального органа возможно в иных необходимых случаях по усмотрению суда для достижения целей,  которые прямо указаны в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 47 ГПК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, рассмотрение таких гражданских дел, как о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, суд рассматривает с обязательным привлечением к участию органов опеки и попечительства.

В силу главы 32 ГПК РФ заявление об объявлении несовершеннолетнего пологостью дееспособным, рассматривается с участием самого заявителя, законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей), а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора.

Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным привлечением к участию в судебном процессе усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях - родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Кроме случаев их обязательного участия в гражданском деле, которые определены законом, данные органы могут сами вступать по своей инициативе в гражданское дело для дачи заключения по нему, так как имеют свою собственную  заинтересованность в справедливом разрешении дела.

Например, в силу п. 4 ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей»[9] федеральный антимонопольный орган либо его территориальные органы  вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения в целях осуществления возложенных на него обязанностей или защиты нарушенных прав других лиц, государственных или общественных интересов.

Заключение, которое дается органом государственной власти или местного самоуправления должно отвечать определенным требованиям, а именно содержать правовой вывод, который обязательно должен быть основан на законодательстве и направлен на разрешение спора между сторонами. Таким образом, данные органы дают некую рекомендацию суду при разрешении спора.

Заключение государственных или муниципальных органов должно отвечать всем требованиям законодательства о письменных доказательствах, а потому должно быть представлено в письменной форме. Несмотря на то, что в законодательстве ничего не говорится о форме, в которой должно быть выполнено заключение, однако использование законодателем слова «оглашать» дает основание понимать, что имеется в виду письменная форма, так как огласить можно только то, что написано.

Федеральным законом предусмотрены случаи, когда органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей собственной инициативе либо по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу лишь с одной целью – для осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вопрос об участии в судебном процессе государственного или муниципального органа решается судом на стадии подготовки к делу и дополнительно указывается в вынесенном определении о подготовке дела к судебному разбирательству.  Затем судья должен известить данный орган о судебном заседании и о сути дела, а тот в свою очередь ко дню рассмотрения дела должен представить свое письменное заключение. Например, «согласно ст. 78 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. Данное заключение должно быть подписано руководителем данного органа, либо уполномоченным на такие действия лицом»[10].