Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе, страница 3

Согласно ст. 46 ГПК РФ, органы государства или местного самоуправления могут обратиться в суд, как по просьбе конкретных лиц, так и неопределённого круга лиц с целью защиты их прав и законных интересов. Кроме того данной статьей предусмотрено, что заявление может быть подано данными органами и без просьбы конкретного лица, в силу явного имеющегося нарушения его прав и свобод. Гражданский процессуальный кодекс указывает, что таким лицом является недееспособное или несовершеннолетнее лицо, его законный представитель, кроме того такими лицами являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Подобное законодательное закрепление защиты прав лиц государственными органами являются важной гарантией и реализацией осуществления правосудия.

Государственный или орган местного самоуправления может занимать в процессе различную роль в зависимости от каждого конкретного дела. Данные субъекты могут выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявителя или заинтересованного лица.

Ярким примером является исковое заявление прокурора в защиту интересов несовершеннолетних детей-сирот к Администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного фонда на жилое помещение сроком на 5 лет. В таком случае, прокурор будет являться истцом, администрация будет выступать ответчиком, кроме того либо самим истцом, либо судом в качестве третьих лиц к участию в деле привлекаются Правительство, Министерство образования, министерство финансов[3]. 

В подобных случаях, когда лицо обращается за защитой своих прав и свобод к представителям данных органов власти, органы государственной и муниципальной власти имеют заинтересованность в соблюдении закона и справедливом разрешении спора, которая возникает из возложенных на них законом обязанностей и компетенции. Они выступают как субъекты материально-правовых и процессуально-правовых отношений, а потому занимают процессуальное положение истца или ответчика.

Государственный или муниципальный орган, будучи в роли процессуального истца, обладает особыми признаками, а именно у него отсутствует какой-либо материальный интерес в разрешении спора,  а только лишь соблюдение прав и интересов лица, в защиту которых он выступает. Кроме того, данные лица являются освобожденными от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов, также к ним не может быть предъявлен встречный иск со стороны ответчика.[4] Более того судом привлекается к участию в деле в качестве истца то лицо, в защиту которого выступает процессуальный истец.

Таким образом, участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе регламентируется и регулируется нормами Конституции РФ, а также нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Государственные и муниципальные органы относятся к той группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в гражданском процессе исключительно от своего имени, однако в защиту чужих интересов. Данные субъекты участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности.

К уже вышеуказанным  еще одним основанием для участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления является также социальная направленность деятельности данных органов, так как на лицо особая значимость охраняемых законом прав и интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

Целью участия данных лиц в гражданском процессе является их заинтересованность в соблюдении закона и справедливом разрешении спора, которая возникает из возложенных на них законом обязанностей и компетенции. То есть в случае нарушения прав и свобод конкретного лица или неопределённого круга лиц,  орган государственной власти или орган местного самоуправления выступает в гражданском процессе как процессуальный истец.