Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе, страница 5

Органы местного самоуправления также могут обращаться в суды в защиту прав потребителей, согласно ст. 44 Федерального закона « О защите прав потребителей».

Согласно ст. 40, ст. 42 ФЗ «О защите прав потребителей, государственные органы, которые занимаются осуществлением контроля за качеством и безопасностью продукции или услуг для потребителя, предъявляют в суды иски к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случаях нарушения ими требований по безопасности товаров, работ или услуг. Подобные иски в защиту интересов конкретных потребителей могут быть заявлены соответствующими муниципальными органами по защите прав потребителей[6].

Кроме того в судебной практике встречаются участие жилищного управления районного или городского типа по спорам, которые возникают из жилищных правоотношений. В подобных гражданских делах орган ЖКХ может выступать как в качестве истца, например в случае подачи данным органом иска о выселении квартиросъемщиков, либо в качестве ответчика в случае, когда какое то лицо заявило о нарушение своих прав данным органом, например о признании ордера недействительным. В большинстве случаев орган ЖКХ  привлекается к участию в деле, когда у него нет своего материального интереса, например для того, чтобы дать свое заключение о перепланировки квартиры или изменения статуса нежилого помещения в жилое, и наоборот[7].

На деле целый ряд норм ГПК РФ предусматривает в себе возможность подачи заявления для возбуждения гражданского дела государственным органам и другим лицам. Например, в силу чт. 281 ГПК РФ гражданское дело об  ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами возбуждается на основании заявления членов его семьи либо органа опеки и попечительства, психиатрического / психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Дела о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства возбуждаются в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, а также органа опеки и попечительства, психиатрического / психоневрологического учреждения.

Гражданский процесс предоставляет государственным и муниципальным органам возможность защищать права неопределенного круга лиц. Однако, «специальной процедуры разрешения дел о защите неопределенного круга лиц (как разновидности групповых исков) действующее гражданское процессуальное законодательство России до сих пор не содержит»[8].

Основаниями для суда для возбуждения гражданского дела по заявлению государственного или муниципального органа в защиту прав и охраны интересов других лиц выступают:

1)       указание закона,

2)       просьба заинтересованного лица в разрешении конкретного вопроса (подается процессуальный иск для защиты своего права).

В тех случаях, когда лицо, в интересах которого дело начато по заявлению органов, указанных в ч. 1 ст. 46 ГПК, должен извещаться судом о возникшем процессе и участвовать в нем в качестве истца, так как именно он является субъектом спорного материального правоотношения, а его нарушенные права и интересы - предметом судебного разбирательства, согласно ч. 2 ст. 38 ГПК.

Интересным моментом является, что в случае отказа от иска процессуального истца, по заявлению которого судом было возбужденно дело, не связывает с ним само заинтересованное лицо либо его законного представителя, которые вправе требовать рассмотрения дела по существу. Однако, при отказе истца от иска, заявленного в защиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд прекращает производство по делу.

Другой формой участия в гражданском процессе государственных и муниципальных органов в гражданском деле является  дача суду заключения по делу.

Участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе в форме дачи заключения по делу возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом: