Особенности организации коммерческой деятельности малых предприятий в России в условиях современной экономики, страница 2

Ниже в таблице 1 дана более подробная характеристика каждого критерия для малых и средних предприятий.                                                                

Таблица 1 – Критерии малых и средних предприятий[1]

Тип предприятия

Объем выручки за год (без учета НДС)[2]

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

до 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

до 100 человек включительно

Среднее предприятие

2000 млн рублей

101-250 человек включительно

Как видно из приведенной выше таблицы 1, под критерии малого предприятия могут попадать организации с разными организационно-правовыми формами. Ниже, на рисунке 1 приведены виды ОПФ для коммерческих предприятий.

 


Рисунок 1 – Организационно-правовые формы коммерческих предприятий

На приведенном выше рисунке одной из самых привлекательных форм для малого предприятия является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Данная форма позволяет уменьшить личный и имущественный риск учредителей, так как участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества только в размере внесенных ими в уставный капитал вкладов.

Также граждане Российской Федерации могут заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Эта деятельность должна быть зарегистрирована в налоговых органах в соответствии с требованиями законодательства РФ. Существуют два варианта такой регистрации:

- регистрация самого факта предпринимательской деятельности;

- регистрация в качестве субъекта малого предпринимательства, действующего в рамках «Упрощенной системы налогообложения предпринимателя».

1.2  МЕСТО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Согласно отчету Минэкономразвития России «Основные тенденции социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2015», в частности, в разделе, посвященном развитию малого и среднего предпринимательства, по малым предприятиям показатели следующие.

Малые и средние предприятия включают в себя 5,6 млн хозяйствующих субъектов, предоставляющих рабочие места 19 млн граждан Российской Федерации. Сектор малого предпринимательства в основном сосредоточен в сферах торговли, предоставления услуг населению. Средние предприятия в основном представлены в обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Также стоит отметить, что малое и среднее предпринимательство в России – это в первую очередь микробизнес.

Ниже на рисунке 2 представлена диаграмма соотношения микропредприятий к общему количеству субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рисунок – 2 Доля микропредприятий среди субъектов малого и среднего предпринимательства

В последние годы динамика развития малого и среднего бизнеса является отрицательной. Снижается как и доля в обороте предприятий в целом в экономике, так и инвестиционный потенциал среднего и малого бизнеса.

Также наблюдается значительное отставание уровня производительности труда по сравнению с другими странами. То же самое можно сказать и про долю экспорта малых и средних предприятий от общего объема экспорта Российской Федерации. Более подробные данные приведены ниже на рисунке 3.

Рисунок 3 – Доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта

Остается низкой инновационная активность малых и средних предприятий.

Наблюдается рост неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства по следующим причинам:

- административное давление;

- высокий уровень финансовой нагрузки;

- сложные процедуры регулирования предпринимательской деятельности.

Для наглядности низкого уровня занятости среди субъектов малого и среднего предпринимательства в России по сравнению с другими странами ниже приведен рисунок 4.