Картина занятий и быта людей в деревне Чепца в середине XX века, страница 8

Нередко в праздники женихи уводили невест к себе домой. Это называлось самоходкой. Свадьбы после этого не играли, а регистрировали отношения в сельсовете.

Одним из великих праздников был Ильин день. 2 августа на Погост, где стояла Ильинская церковь, съезжалась вся Чепца. Из года в год повторяли  один обряд. Пригоняли скот, «завитинный» богу. Телёнка, овцу приносили в качестве жертвы, его здесь забивали, готовили мясо на костре и угощали всех приезжих. Этот обряд совершали, чтобы не болел скот.

Заключение

В настоящее время полностью стерты с карты деревни Чепецкого сельсовета. На всю округу остались две полуразрушенные избы и руины Ильинской церкви. Часть домов была перевезена в д. Кречетово, во время переселения жителей, остальная  -  пострадала от пожаров в 70-80 годы 20 века.  Эта участь постигла многие деревни России.

Но ещё глубже нравственная проблема, так как деревни это маленькие островки нашей национальной культуры. В мёртвых деревнях осталась малая родина миллионов россиян. Многие не знают своих истоков, своих корней, истории своей малой родины. Утрачены культурные ценности.

Моё исследование даёт представление о жизни людей деревни Чепца в середине прошлого века.

В процессе работы я узнала, как начиналась жизнь Чепцы, версии происхождения названия деревни, какими прекрасными  людьми были ее жители, их быт, занятия, главными из которых являлись земледелие и скотоводство.  Люди жили дружно, помогали друг другу и в горе, и в радости, всей деревней собирались на праздники. В настоящее время, уже пожилые жители Чепцы, проживающие в д. Кречетово, часто собираются друг к другу на беседы, вспоминая былое за чашкой чая.

В  ходе работы  у меня появилось много вопросов, касающихся Чепцы, на которые хотелось бы получить ответы (у меня появилось желание и дальше продолжать работу по этой теме). Во время исследования я собрала обширный материал, который не поместился на страницах этой работы.

Сама же Чепца стала мне ближе и роднее, хотя я ни разу не была  в местах от куда идут мои корни. Мне захотелось посвятить родной деревне свои стихи.

Чепца, Чепца ты родная!

Я ведь от тебя расту,

Ты, наверное, не знаешь,

Что на свете я живу.

Но я верю, не забыла

Ты всех жителей своих,

Мне бабуля говорила,

Что жила в краях твоих.

Ничего теперь не стало,

Все разрушены дома,

Что стояли возле поля,

На околице села.

От колхоза и овинов

Нет уж даже и следа.

Ты осталась на окраине

Одинёшенька-одна.

Сиротливая старушка,

Ну а может, и село,

Мне так хочется порою

Возрожденья твоего.

Я хочу, чтоб так, как раньше

Процветала ты, живя,

Чтобы жители всё так же

Жили дружно и любя.

Как же жаль, что невозможно,

Не случится, что хочу,

Но я точно не забуду

Всю историю твою!

Пусть данная работа не имеет большого значения для истории страны, но я считаю, что результаты моего исследования интересны и важны тем, кто жил в деревне Чепца, а так же мне.

Список литературы

1. Вологодский Государственный архив. Ф. 1147, оп. 3, д. 2, л. 119; д. 59, лл. 340, 343 об.;

ф. 1300, оп. 23, д. 48, л. 8.

Справочник административно-территориального деления Вологодской области на 1 августа 1954 г.С. 264, 267.

2. Изобразительное искусство. 7 клас: поурочные планы по программе В.С. Кузина/ сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 365 с.

3. Кочуров Н. Ф. Река моей жизни-Свидь. Архангельск: Издательский центр Архангельской государственной медицинской академии,1998.

4.  Куратов А. Археологические памятники Архангельской области. Архангельск, 1978г.

5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. Москва: Искусство,  1983.

Устные источники:

  1. Воспоминания Анисимовой Ангелины Дмитриевны.
  2. Воспоминания Анисимовой Татьяны Григорьевны.
  3. Воспоминания Гришичевой Магдалины Фёдоровны.
  4. Воспоминания  Тихановой Клавдии Фёдоровны.

5.   Воспоминания Фомина Александра  Михайловича.