Картина занятий и быта людей в деревне Чепца в середине XX века, страница 6

Высушенную тресту мяли на мялках, бросновали на броснутках, затем трепалом трепали. Отходы от трепки использовали  для изготовления веревок, а лен отчесывали  чесалами и вязали в челнок, а затем раскладывали  ровным слоем на столе, свертывали в рулончики (куклы) и пряли на прялке в нитки, привязывали  мотоузом полученные нитки (пряжу), наматывали на мотовила, получая мотки.

Снятые с мотовила мотки пряжи переносили на ворота, на них затем пряжа перематывалась  из мотков на тюрики. Затем – скально, на центральный стержень надевалась цевка, изготовленная из бересты. Крутя рукой скально, пряжу с тюриков навивали на цевки. Навитая на цевки пряжа идет на уток ткани, цевки вставляли в челнок.

Основа ткани проводилась следующим образом: устанавливались станицы, куда с тюриков перематывалась пряжа с учетом количества намеченных для тканья стен (стена – это приблизительно 12 метров), когда заданное количество было  перемотано на станицы, снимали пряжу и вязали в цепочку, которая облегчает навивку пряжи на колоду.

Устанавливли  кросна (становицы или ткацкий станок), навивали  пряжу на колоду, затем колоду устанавливали  на кросна, каждую нить пряжи продевали  в ничанку, а затем в бедро. Когда эти работы проведены, колоду устанавливали  в определенное место кросен, концы пряжи прикрепляли к малой колоде и посредством притужальника натягивали  пряжу. Для равномерности в пряжу вводили ластоги, к ничанкам привязывали две подножки, регулирующие поочередно подъем пряжи для прохода челнока.

Как только полотно выткано, его снимали, разрезали на определенную длину, мочили и расстилали на снег для отбеливания, после чего его окрашивали (краски обычно покупали в магазине), если это необходимо. Затем шили нужные вещи: рубахи, штаны, верхнюю одежду и т.д. Самый высший сорт называли лен – светлый, белый. Лен низшего качества – отрепий [2].

Льняные ткани были очень прочными, одежду из них носили по нескольку лет. Она передавалась от старших детей к младшим. Самые грубые ткани, сотканные из остатков льняных волокон после разминания и расчесывания, назывались холстиной.   Из остатков льняных, шерстяных, хлопчатобумажных ниток разного цвета женщины ткали «пестрядь», пеструю ткань.

Много и хорошо ткали раньше в деревне и из шерсти. Шерсть была от своих овец. Из шерсти ткали «покрывалья» на кровати и сундуки, толстые одеяла, портянки, юбки и др. Вязали теплые носки и рукавицы. Из выделанной овечьей шкуры шили теплую одежду – тулупы. Многие женщины умели вышивать и вязать крючком. Своими изделиями преображали интерьер избы.

Почти в каждой семье был мастер по изготовению обуви. Мой прадедушка, Фёдор Петрович Тиханов,  из кожи домашних животных  шил сапоги, туфли мужские и женские. Если сапоги были целиком из кожи, то они назывались крюками, а те, к которым пришивались голенища – полукрюками. Ценились женские сапожки на небольшом каблучке, в народе именуемом «венским».  Из овечьей шерсти катали валенки. Резиновые и кирзовые сапоги покупали в магазине.  «А вот лаптей, с роду не нашивали» - говорит Тиханова К. Ф. Летом ходили босиком.

Домашнего изготовления из дерева были грабли, лопаты, топорища, дуги. Из бересты плели туеса, солонницы, короба, пестери. Для изготовления хозяйственных предметов из луба и бересты не употребляли гвоздей, части их соединяли, врезая одну в другую.

Излюбленным строительным материалом была сосна. Из нее делали лавки, люльки, шкафы, кровати, прялки. Береза служила прекрасным материалом для изготовления повозок и долбленых изделий. Из толстых стволов осины выдалбливали корыта, из нее же делали посуду.

В каждом домашнем хозяйстве была корова, у некоторых и две, телята, овцы, куры.