Картина занятий и быта людей в деревне Чепца в середине XX века, страница 4

Типовыми постройками в деревне Чепца были дворовые комплексы «брус».  Свое название этот тип двора - дома получил потому, что все жилые и хозяйственные помещения спланированы в нем на подобие бруса, в один вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый одной общей двускатной кровлей [5].   Обширные сени с крыльцом разделяют такой сруб на две неравные части. Меньшая часть – жилая – обращена на улицу и выходит на главный фасад всего дома, а большая часть – крытый двор с хозяйственными помещениями – уходит на задворки. В этом доме все компактно и цельно, все приспособлено для ведения хозяйства. Двухэтажный двор, размеры которого намного больше жилого помещения, прирублен к жилью. Срубы - под одной кровлей: и в дождь, и в стужу, не выходя на улицу, можно было « обрядить» скот, выполнить другие работы. Дома четырёхстенки. Но в некоторых домах делали перегородку из досок, получалась пятая стена, но не рубленная.

Дома строились на высоких подклетах. Жилая часть находилась наверху - подальше от сырости и снежных сугробов. Снаружи углы рублены «в обло с остатком»- это соединения брёвен здания под углом с выпуском концов их за пределы наружной плоскости стены.

Первый этаж – подызбица, по-местному подполье, низкий и холодный, был, как правило, нежилым. Здесь обычно хранили квашеную капусту, соленые грибы   и другие съестные припасы, а также имущество и различную утварь. Вход был либо с улицы, либо из сеней, вниз вела лестница.  

В каждой конструкции дома  встречались следующие элементы: курицы, слеги, охлупень, тёсовые крыши, конёк, причелина и венец.

Одна из главных хозяйственных построек поветь (повить). Она служила сеновалом, а кроме того, здесь хранились различные вещи с/х и бытового назначения. С улицы на поветь вел взвоз, в народе «въезд» - наклонный настил бревен на подпорах, по нему, заканчивающемуся площадкой, заезжала лошадь, зимой запряжённая в сани, а летом в телегу, это было удобно, потому что за один раз можно было завести сено, солому. На поветь вели широкие двустворчатые двери.

На улице рядом с домами ставили амбары, в которых в засечках  хранили ячмень, муку, в кадушках - горох.  Колодцы ставили не у каждой избы.

Опишем жилую половину дома или   по-местному, изба.  Слово «изба» ( а так же его синонимы « ызба»,  « истъба», «изьба», « истобка», «истопка» ) употребляется в русских летописях. Начиная с самых древнейших времен, очевидна связь этого термина с глаголами « топить «, «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение [2].  Печь обычно стояла вправо или влево от входа.  Русская печь массивна и своеобразна. В каждом доме она отличалась какими-то своими деталями, количеством печурок, размерами. Печи кирпичные, беленые. Низ печи, подпечье обшивали  тесанами топором дощечками, в целях экономии кирпича. У входа, обычно у порога, был подвешен над тазом рукомойник.

В избе было все предельно скромно, строго и целесообразно. Все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели, которая делила избу четырёхстенку на две половины. Своих мастеров по изготовлению крупной мебели (шкафов, сундуков и др.) не было, поэтому приглашали умельцев из других районов.  Вдоль двух стен тянулись лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки – воронцы. На них хранили разные инструменты, а также зимой - сапоги, а летом - валенки. Вправо от низких дверей находились тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи  было отделено невысокой дощатой заборкой.   Стены - из гладко обтесанных бревен. Углы же до конца не стесаны, а оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Стены обклеивались газетами («Коммунист», «Правда Севера»).  Пол и потолок настланы из пластин: на потолке еловыми горбылями вверх, на полу горбылями вниз, они назывались половицы. Потолок не клеился, его и пол драили до блеска, щелоком и песком, говорили, что «курицы желты».  Пол застилали домоткаными половиками. Поперек избы проходила массивная балка - "матица", служащая опорой для потолочин. В избе каждое место имело определенное назначение. На лавке у стола было хозяиское место, где  работал и отдыхал хозяин,  направо от входа была лавка для прях.      На ночь дети забирались на полати, взрослые же ставили лавки вместе, на них стелили доски с сеном, это называлось примостками. Старики днём спали на печи, а ночью - на деревянных кроватях. В маленькой комнате на гибкой жерди, по-местному оцапи,  весили зыбку под домотканым пологом. Обычно, качая зыбку за петлю ногой, можно было  выполнять какую-либо работу, прясть, шить, вышивать. В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола - столешница - была на массивных точеных ножках, которые соединены  досками - поперечинами. Украшениями дома служили домотканые половики, вышитые салфетки, скатерти, полотенца. Занавески на окна шили из марли. Днем изба  освещалась с помощью окон.  В темное время суток жгли лучину и керосиновые лампы. Электричество не успели провести в Чепцу.