Картина занятий и быта людей в деревне Чепца в середине XX века, страница 3

Есть еще одна легенда, свидетельствующая  о многовековой истории. В деревне упоминаются особые места – «Покойники» - бугорки, которые расположены на некоторых участках дорог. По словам жителей, это захоронения поляков. В  1612-1613 гг наших краёв коснулась польско-шведская интервенция. Этих мест сторонились, здесь  не сеяли, не пасли скот.

В письменных источниках деревня Чепца, она же село, упоминается значительно позже. В архивном фонде Кирилловского духовного правления Новгородской губернии в клировой ведомости  Воскресенской Чепецкой церкви Кирилловского уезда за 1829 г. указано, что «церковь Воскресения Христова состоит в Чепце Кирилловского уезда Новгородской губернии» (тип населенного пункта не указан).

В клировой ведомости церкви Воскресения Христова, «состоящей Новгородской епархии Кирилловского уезда в селе Чепцы» Кирилловского уезда Новгородской губернии за 1866 г. указано:

«Церкви две. Построены: 1) 1776 г. 2) 1817г. Зданием первая деревянная, твердая, вторая каменная, твердая, с таковою же колокольнею».

В списке населенных мест Кирилловского уезда Новгородсгой губернии за 1912 г. в Никольской волости значится Чепецкий Воскресенский погост (так в документе). Главным занятием жителей были церковная служба и земледелие. Церковь и  селение располагались в 168 верстах от уездного города, в 135 верстах от железнодорожной станции. В 111 верстах от пароходной станции и в 20-ти верстах от волостного правления. и почтового учреждения [1].  

Жители рассказали и о создании колхозов в Чепце. В 30-е годы было 4 колхоза «Большевик» (Погост, Даниловская и Демидовская), «Нива» (Куконца), «Пахарь» (Ившино), «Новая жизнь» (Иваново, Ескина, Малая). В 1949 году колхозы объединили. «Большевик» и «Нива» стали называть колхоз «Имени Калинина»,  «Пахарь и «Новая жизнь» - «Путь к коммунизму». В 1961 году вся Чепца была объединена в колхоз «Путь к коммунизму».  В 1962 году его присоединили к Кречетовскому колхозу «Путь Ильича». 18 августа 1965 года  колхоз «Путь Ильича был реорганизован в совхоз «Кречетовский.

Именно с этого периода начинается распад Чепцы.

Кречетовцы бобыли,

До чего нас довели,

Всю скотинушку угнали

И солому увезли.

Так пели женщины в это время.

Постепенно семья за семьей уезжает из обжитых мест, покидая свои дома. Кто уехал в п. Солза Вологодской области, кто в д. Кречетово,  кто в д. Тихманьгу, кто в д. Дуброво.  Жизнь в д. Чепца замерла.

2. Плотник топором думает

По воспоминаниям местных жителей, в застройке деревни проступала чёткая тенденция к упорядоченной планировке, в частности, к расположению отдельных дворов в некое подобие ряда, вытянутого вдоль дороги, по-местному улица. Дома выходили лицевыми фасадами к единственной транспортной коммуникации. Внешнее очертание деревень напоминало дугу. Жители отразили этот вид в частушке:

«Чепецкая деревенька дугой,

дак и дугой,

Вася Баличев хороший

и Капустин не худой».

Каждый дом вместе с огородом был обнесён изгородью, в землю вкапывали колья-столбы, их обматывали ивовыми вицами, а поперёк прямиком клали жерди. Загоны для выпаса скота обносились изгородью, колья в которой ставили косяком.  Вначале XX  века строили дома большие, добротные, так как семьи были многодетные, по 6, 7 детей.  Так, у родителей  моей бабушки,  было  5 детей, а у самой бабушки 6. После женитьбы семью сына отделяли, рядом с отчим домом строили зимовку - избу в миниатюре. С 30-х годов строительство больших домов не велось. Дома строили на века, поэтому заготовка древесины велась поздней осенью или зимой: в это время жизнь в дереве замирает, древесина прочная и устойчивая. Часто при строительстве дома собирались не только родственники, но и жители всей округи. Помогали безвозмездно.