Картина занятий и быта людей в деревне Чепца в середине XX века, страница 7

Большим подспорьем была  река.  Жители, от мала до велика, занимались ловлей рыбы. Почти круглый год, за исключением осени, ставили завески с челмами. Летом ловили неводами и сетками. У детишек, начиная с 6-7 лет, излюбленным занятием был, лов рыбы на продольники, проверяли их утром и вчером. Ещё ребята умудрялись ловить вилками. Родители ругались, что без спроса брали столь дефицитные, в ту пору, столовые приборы.   В реке ловили язей, щук, хариусов, окуней, налимов, искозобов и др. рыбу.  Иногда попадали  раки. Рыбу  солили, вялили, сушили.

Природа щедро одарила леса Чепцы ягодами: морошкой, брусникой, клюквой, голубикой, черникой. Грибы старались брать только благородные: рыжики, подъёлыши, волнуху, груздь, моховик.

Во многих семьях были  охотники. Добывали «летятину» – боровую дичь.

Добрым словом жители вспоминают  школу, которая располагалась на Погосте. Грамоте детей обучали с 1 по 4 класс.  Многие после окончания четырёхлетки шли работать в колхоз. Родители, у кого была возможность, отправляли своих детей учиться в Кречетово, где в 50-е годы,  обучение велось до 7-го класса.   Ученики жили в интернате.

На Куконце, в    доме раскулаченного крестьянина,   была изба-читальня. В нёй  находились клуб и библиотека, завклубом и библиотекарем  работала Александра Андриянова. Также в этой деревне размещался магазин, в котором работал Бирюков Иван Александрович, а в дальнейшем его сменил Гусев Михаил Иванович. Они закончили всего по 3 класса, но от природы были грамотными людьми. На медпункте работала фельдшер Чащина Сима Ивановна. На Куконце располагалось и здание сельского совета, председателем был Чащин Александр. Секретарём работала Анисимова Ангелина Дмитриевна. Пекарни в Чепце  не было. Хлеб пекли в своих печах от сельпо. Его сдавали в магазин.  В сепараторском отделении взбивали сливки.  Кузнечных дел мастер был Василий Климов.

4. Пляшет потолок, пляшет печка

В деревне Чепца уделялось внимание и праздникам. Самыми большими гуляниями были Пасха и Рождество. Пасха была распределена по деревням: в воскресенье правили по всем деревням, в понедельник отдельно в Даниловской, во вторник в Демидовской, в среду в Иваново, в четверг в Еськино, Малой и в Ившино.  Остальные два дня отдавались Куконце: в пятницу в Максимово, а в субботу в Федьково, ну а воскресенье отдавалось Погосту.

В прежние времена всю святую неделю (пасху) люди не работали, ходили по деревням в гости к родным, наедались и напивались «вусмерть». Молодёжь, не обременная хозяйством, в гости уходила накануне праздника, чтобы помочь хозяевам. Особенно отличались девушки, они стряпали пироги и готовили другие угощения. Вечером, как правило, шло общее гулянье, плясали кадриль  (по-местному « ланчик»), русского и, кто умел, даже цыганочку. В деревне были и свои гармонисты: Леонид Анисимов и Сергей Николичев.  Под весёлую мелодию девушки пели:

Гармониста я любила,

Гармониста тешила,

Гармонисту на плечо

Сама гармошку вешала.

После пасхи, на девятой неделе, праздновали Вёшную пятницу или девятую пятницу, которая выпадала на последние числа июня или первые июля.В этот праздник пекли калитки и другие пироги. Ходили на беседу к знакомым.

Также,10 ноября, праздновали и Осеннюю пятницу.

В деревне  26 сентября  был «Маленький праздничек», в который не работали, также пекли пироги и ходили на беседу.

Были праздники, в которые не гуляли, а просто собирались вечером семьёй и ужинали. К таким дням относились праздники: Трём Святителям (12 февраля), Михайлов день на Куконце (21 ноября). Иногда ходили в д.Иваново, на день Ивана Купала или Иванов день. После Троицы был Духов день, который праздновали на Куконце.

12 июля  на Кирьге, в семи километрах от Чепцы, праздновали Петров день, жители ходили туда  к знакомым.

Праздники не обходились и без драки. Подвыпившие молодые люди показывали свою удаль, а за разговорами  часто  один другому не то слово скажет, в результате завязывалась потасовка.