Культурный и религиозный фактор в становлении западных регионов Китая, страница 9

Вот только если феодал был силой военной и защищал свои деревни от физических опасностей, ламы являются покровителями и защитниками от демонов, в которых свято верят обычные Тибетцы. Как правило, в благодарность они приносят обильные подношения монастырю. Кроме того, монастыри в Тибете выполняют также роль рынков, через которые проходят большинство жизненно важных для Тибета товаров, в первую очередь масла, соли, крупы, чая.

Так каким же образом произошло становление подобного удивительного симбиоза местных поверий и пришлой религии?

Дело в том, что Тибетский буддизм пришел из Индии, в состоянии уже приправленном индуистскими мифами, и целым пантеоном святых. Если реакция местного населения в отношении лам довольно понятна (им изначально преподносились ламы как творящие чудеса маги), то примирение такой религии как буддизм с местными обрядами весьма странно.

Однако лучше всего в данном случае поможет пример, приведенный А. Дэвид-Неэль в своей книге, где она в диалоге с ламой, спрашивала его о том, какие посмертные явления должен видеть атеист, если в жизни он ни во что не верил, на что лама ответил: «Атеист, либо увидит проистечение той теории, которую считает наиболее приемлемой для объяснения своей смерти, либо не увидит ничего»[24].

Иными словами суть заключается в том, что для тибетского духовенства нет весомой разницы, во что ты веришь. Каждый человек сам волен выбирать свою реальность, и населять её теми существами, которыми он пожелает. Тибетский буддизм в этом плане, на мой взгляд, одна из самых демократичных религий на земле.

Обрядность.

В рамках данного подзаголовка я расскажу о наиболее характерных тибетских обрядах выделяющих его на фоне других китайских регионов.

Общее для тибетской обрядности, скорее всего её жестокость. Стоит только вспомнить карлинги – ритуальные флейты, которые сделаны из самых настоящих человеческих костей.

Однако смысла в данных обрядах больше чем жестокости, которую видит с первого взгляда европеец. Контекст каждого обряда крайне важен, ибо именно контекстом объясняется кажущаяся жестокость. К таким обрядам относятся в первую очередь «тшед», а также обряды погребения и поминовения усопших. О них я и буду вести речь.

Тшед.

Одним из самых важных обрядов в среде тибетских монахов является обряд «тшед». С тибетского его можно перевести как «разрыв», или «отсечение».[25]

Суть обряда заключается в отлучении новоиспеченных учеников (как правило они являлись выходцами из простого народа, яро верующего в духов и демонов)от их прежних предубеждений. Цель обряда «тшед», избавить послушника от его старых религиозных страхов.

Обряд проводится, как правило, в местах, признанных дурными людской славой. В горных расщелинах, куда упало множество случайных путников,  на территории далеких озер или просто страшных местах, коих в Тибете, увы, в достатке.

Послушник обязан был около недели учить магические формулы, в последствие он должен был пойти в вышеуказанное место, привязать себя к какому-нибудь предмету и зазывать демонов полакомиться им.

Обряд состоял из нескольких частей – первая часть – физическая, когда послушник выполнял все надлежащие действия.

Вторая – во время обряда сила мотивации была столь сильна, что зачастую послушники испытывали галлюцинации, и им казалось, что демоны на самом деле ими питаются.

Третья заключалась в том, что на тот момент, когда послушник приходил в сознание, он осознавал, что все ещё цел и не вредим, а стало быть, делал несколько выводов, главным из которых является вовсе не то, что демонов не существует в мире. Главным выводом обряда «тшед» для послушника должен был послужить факт его собственной никчемности. Ненужности его личности на уровне мироздания, где по большому счету никакому существу до него нет дела[26].

Несмотря на общий идеализм учения, ламы довольно своеобразно относятся к демонов, в которых верят местные жители. Тибетские монахи верят, что явления, в которых искренне верит большое количество людей так или иначе заряжаются их энергией и могут обретать те или иные формы существования. Таким образом, абсолютной веры в несуществование демонов даже образованные ламы не питают.