Культурный и религиозный фактор в становлении западных регионов Китая, страница 3

В отношении внутренней Монголии, важным историческим источником для меня, являются путевые записки великого русского путешественника П.К. Козлова.

Таким образом, все эти книги очень подробно описывают мельчайшие особенности быта обычных жителей, а также их обрядность в 19 и 20 веках, так важные для моего исследования.

Кроме того, одним из самых ярких исторических источников является древняя тибетская книга мертвых[8], которая представляет собой буквально путеводитель по загробному миру тибетцев. Она является неоценимым культурным памятником древности, раскрывающим особенности тибетской буддистской ментальности.

Методология

Несмотря на факт культурологического характера моей работы, преимущественную роль в ней будет играть все же историографический метод. Ведь в моем случае простого описания культурных и религиозных особенностей в тех или иных регионах мало. Важно понимание их становления. Становления на фоне исторических событий, диалога с другими культурами. И в этом мне помогает именно история.

В плане истории я не могу сказать, что моя работа будет вписываться в рамки какой-либо одной детерминистской теории. Я не могу похвастаться страстью к  цивилизационному подходу Тойнби, размышлениям о пассионариях, у Гумилева, или азиатскому способу производства по Марксу. В моей работе представлен синтез теоретических подходов к изучению истории, которые используются в тех моментах, проблемы которых они освещают в лучшей степени, нежели их конкуренты.

Кроме того, в моей работе важную роль играет география. Ведь не только человек подстраивает среду обитания под себя, но и среда обитания меняет человека в ту или иную сторону. Таким образом, картографический анализ в моей работе тоже имеет место быть.

Ну и не стоит забывать о таких привычных в культурологической сфере знаний методах как метод описания и сравнения. Сравнивать придется не только с соседями, но преимущественно с ситуацией внутри самого Китая, дабы региональный колорит и контраст внутри страны был более явным. Описание же играет первостепенное значение в случаях с анализом народных традиций, обычаев праздников и т.д.

Глава Первая. «Новая граница»

Начинать рассказ всегда выгоднее издалека, не затрагивая какую-либо серьёзную тему в первую очередь, но и не размениваясь на мелочи. Такой вот «золотой серединой» является в моей работе Синьцзян уйгурский автономный район Китая. Несмотря на общее пренебрежительное отношение к нему как к отсталому, этот Китайский регион богат удивительной историей, красочными специфическими обычаями и великой древней культурой. Просто многие, так или иначе, подвергаются взлетам и падениям. На сегодняшний день Синьцзян переживает не самые свои лучшие времена, однако сбрасывать его со счетов только из-за низкого уровня экономического развития (в сравнении с другими китайскими регионами) на мой взгляд, все же не стоит.

Мне, как выходцу из средней Азии не составит особого труда представить быт и общее мировоззрение уйгуров. Однако не думаю, что многие обладают подобным ценным жизненным опытом, посему мое исследование в отношении Синьцзяна имеет смысл.

Дабы понять колорит данного региона и прочувствовать его особенность в контрасте с другими регионами Китая, стоит привести небольшой историографический очерк.

Краткий исторический очерк

В отечественной историографии Синьцзян чаще называют Восточным Туркестаном. В случае с уйгурами,  их предки, племена теле появились на этой территории на рубеже нашей эры[9]. В процессах конфликтов между западными тюрками, проживающими в этом регионе (самоназвание ашина) и восточными тюрками огузами или огурами (которые в последствие и дали название уйгурам) ведущую роль в регионе заняли последние.

Примечателен факт первоначального кочевого характера тюрков на этой территории. Однако с приходом к власти, в распоряжении уйгуров появился целый участок великого шелкового пути, что привело к ярким этнологическим контактам.

Самым важным, пожалуй, является влияние согдинцев (племя бежавшего из средней Азии от арабского завоевания в Восточный Туркестан). Согдинцы дали уйгурам письменность, обучили их поливному земледелию и активно влияли на стремление уйгуров к оседлому образу жизни[10].