Культурный и религиозный фактор в становлении западных регионов Китая, страница 7

Однако детские грезы рано или поздно кончаются, например, вместе с первым опытом добавления масла в чай (практика крайне не аппетитная, не стоит повторять моих детских ошибок).

Таким образом, вместе с отвратительным (для европейского человека) вкусом чая с маслом до меня дошла горькая правда о том, что бытие тибетским монахом дело не такое простое и безмятежное.

Кроме того, стоит понимать, как ни прекрасен весь этот мир чудес и сказок, он имеет свою, порой очень жестокую реальность.

В данной главе будет присутствовать множество описаний явлений, недоказанных современной наукой. На мой взгляд, несмотря на недоказанность этих явлений в научных кругах, они представляют большую ценность для моего исследования в культурологическом плане. Ведь то, во что верят люди региона, характеризует их лучше, чем какие-либо статистические данные.

Помимо этого, я считаю, что явления, которые не могут быть характеризованы с научной точки зрения, не стоит сбрасывать со счетов. По ряду причин. Первая причина – прежде всего наличие очевидцев. В моей курсовой работе представлены двое из них – Всеволод Овчинников и Александра Давид-Неэль. На мой взгляд, как выдающийся отечественный социалистический журналист и дипломат, так и уникальный ученый 19-го века, преподаватель, ученица Элизе Реклю, вряд ли станут выдумывать сказки.

Вторая причина раскрыта в эпиграфе данной главы. Не могу сказать, что я верю во все чудеса, которые приписывают тибетским ламам, однако я придерживаюсь мнения, что если наука не может описать какое-либо явление ей нужно просто немного подождать. Нельзя отвергать явления просто, потому что мы не можем их объяснить.

Александра Дэвид-Неэль, в заключение своей книги пишет:  «Мне кажется, к изучению явлений психики нужно подходить так же, как и к любой другой науке. Возможные в этой области открытия не содержат ничего сверхъестественного, ничего такого, что могло бы оправдать суеверия и распространяемые некоторыми безответственными людьми бредни. Напротив, цель таких исследований - выявить механизм так называемых чудес, а объясненное чудо - уже не чудо»[19].

Таким образом, мы видим, что Тибет полон тайн и загадок. Однако, несмотря на это, работая над написанием этой главы, я действительно получил удовольствие, ибо не восхищаться Тибетом, даже учитывая все нелицеприятные факты его существования просто невозможно.

Исторический очерк.

Отношения между Китаем и Тибетом имеют глубокую историю, причем полную конфликтов, как дипломатического характера, так и военного

Да и начались они собственно с войны, когда в 692 году тибетская империя с царем Сонгцэн-гампо во главе, предложила китайскому императору династийный брак.

После отказа тибетская армия вторглась в Китай, после чего китайский император был вынужден отдать принцессу Вэнь-чэнь чтобы предотвратить дальнейший конфликт.

Любопытно заметить, что на первом этапе ни о какой зависимости Тибета от Китая речи не идет[20]. 

Позднее в IX веке происходит распад Тибетского государства, а также династийный кризис в Китае, вследствие чего тибетско-китайские отношения прерываются вплоть до XIII века и соответственно нашествия монголов.

В этот период впервые оформляется Тибетская зависимость от Китая в лице первоначально монгольских ханов, а позднее и империи Юань. Так же в этот период появляется специфичная для Тибета административная структура противоборствующих монастырей землевладельцев, которые позднее начали представлять реальную политическую, духовную и даже военную силу.

К XVII веку влияние Юаней ослабевает, и Тибет снова образует единое государство, которое позднее играет весомую роль в регионе, однако до славы его предшественника VI века, этому государству, увы, все ещё далеко. Из самых значимых побед этого государства можно отметить лишь завоевание восточного Туркестана, который был Тибетским около 20 лет.

Однако появившаяся примерно в это же время Цинская империя портит все Тибетские планы, и первоначально устанавливает свой мирный протекторат над Тибетом. Однако после ряда протестных движений мирные аргументы у Цинов заканчиваются, и Тибет завоевывается китайским оружием.