Культурный и религиозный фактор в становлении западных регионов Китая, страница 4

Именно в это время, V-VIII вв н.э. начинается исламизация Восточного Туркестана. Стоит отметить, что завоеван арабами данный регион не был, таким образом, насильственной исламизации здесь никто не проводил.  Просвещали в тонкостях ислама неверных уйгуров и прочих тюрков чаще всего шииты, что тоже наложило неизгладимый отпечаток на общий религиозный фон в регионе.

Важную роль сыграло первое мусульманское государство – династия Карахамидов, чье влияние в это время было очень сильно. Именно в период Карахамидов VIII в. н.э. Восточный Туркестан делится на буддистский юг и исламский север.

В дальнейшей исламизации важную роль сыграли Монголы, с чьим завоеванием Восточный Туркестан стал исламским.

Очень важно отметить, что в период монгольского завоевания уйгуры  в силу своего хорошего образования (в Восточном Туркестане было огромное количество медресе, и мусульманское образование было поставлено на широкую ногу ещё до прихода монголов) начинают составлять бюрократический аппарат монголов в регионе. Что, безусловно, повлияло на самосознание уйгуров, прибавив им аргументов к самоидентификации своего этноса как древнего и образованного.

Позднее, после ухода монголов из региона, уйгуры вместе с буддистами ойратами (родственниками калмыков) создают собственное мощное государство, сыгравшее огромную роль в истории региона – Джунгарское ханство. Удивителен факт того, что государство с миллионным населением держало в страхе всю среднюю Азию.

В национальной памяти уйгуров и калмыков до сих пор сохраняется Джунгарско-Казахская война. Таким образом, отношения между казахами и уйгурами на территории Восточного Туркестана и Средней Азии вряд ли можно назвать теплыми, хотя прошло уже порядка двухсот лет с тех кровавых событий.

Позднее пассионарная энергия пошла на спад и Джунгария путем хитрых дворцовых интриг и стали была стерта с лица Азии Цинским Китаем. Сегодня название Восточный Туркестан официально запрещено в Китае. Современное  название Синьцзян можно перевести на русский язык как «новая граница».

Ислам и шаманизм в Синьцзяне

Явление действительно уникальное. С одной стороны мы имеем практически тысячелетнюю историю ислама с периода Караханидов и до наших дней, однако ислам в уйгуров имеет неповторимый колорит присущий лишь данному региону.

Современные исследователи, такие как Л.А. Чвырь определяют ситуацию с исламом в Китае как «симбиоз мусульманства и домусульманства»[11].[ссылка 143] И действительно, на примере существования шаманизма в регионе об этом можно говорить.

В целом шаманизм Синьцзяна представляет собой яркий пример симбиоза двух религий и культур. До исламизации верования уйгуров  носили примерно тот же характер что и у других кочевых племен. Вера в бога неба Тенгри, землю – Йер, воду – Суб и владыку смерти Эрхлиг-хана носила приоритетный характер. Однако с исламизацией шаманизм в Синьцзяне принял новые краски.

Среди стандартных шаманских атрибутов, таких как бубен и зеркало, теперь можно встретить ещё и Коран, четки «тасбех» и книжечки «рисоля». Шаман (или шаманка, роль женщин среди шаманов повысилась) как правило, совершает священные для мусульманства омовения перед камланиями, одевает белые одежды, важный мусульманский атрибут, и начинает камлание.

В процессе камлания, помимо призыва к духам, шаман читает выдержки из Корана, стихи на арабском, в которых упоминаются Сулейман, Дауда, все архангелы и мусульманские пророки[12].[ссылка 145]

Ещё одним интересным моментом является исламизация шаманских духов. Традиционные духи  «чильтаны» являющиеся родоначальниками шаманизма в случае с уйгурским шаманизмом являются «сорока невидимыми мусульманскими святыми».

Дальше – больше. Классический атрибут шамана – веревка «туг». Как правило, во время камлания её используют для перемещения между мирами. В уйгурской версии шаманизма «туг» – веревка, спущенная с неба по приказу Аллаха для Мухаммеда архангелом Джибраилом.

С точки зрения правоверного мусульманина подобное искажение религии местными верованиями факт недопустимый, однако, в случае с исламизацией тюркских регионов традиционно приверженных шаманизму это вполне обычная практика.