Компетенция органов местного самоуправления: задачи и функции, контроль исполнения и качества, страница 9

Обеспечение высокой степени подотчетности и ответственности органов местного самоуправления и контроля общественности требует как ужесточения требований непосредственно к отчетности, так и активизации касательных инструментов, мероприятий.

1. Необходимо усиление контроля в системе органов местного самоуправления по:

- обеспечению полноценной политики полного, достоверного, своевременного информирования общественности, публикации на сайтах, других электронных ресурсах необходимой информации, ее освещение в государственных, коммунальных средствах массовой информации;

- осуществление регулярных (ежегодных, ежеквартальных), при необходимости внеочередных, отчетов профильных органов местного самоуправления по ключевым социально-экономическим параметрам: доходам, занятости, безработице, демографическим показателям (рождаемости и др.), «социальным болезням», уровню преступности и т.д.;

- превентивных процедур (специальных проверок, переатестаций и др.).

2. Целесообразно органам местного самоуправления инициировать разработку совместно с представителями общественности:

- надлежащих критериев эффективности отчетности, среди которых соблюдение принципов, стандартов, требований, четко определенная и персонифицированная ответственность, результативность и т. п.;

- унифицированной формы (типового положения) отчетов должностных лиц, органов местного самоуправления;

- критериев оценки деятельности органов местного самоуправления, по которым их ответственные должностные лица в случае заметного ухудшения показателей или отсутствия прогресса за отчетный период времени должны нести ответственность;

- форм детализированной отчетности по выполнению местных бюджетов соответствующими органами власти, а также предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих работы, их стоимости и объему;

- действенных методов оценки и проверки расходов местных бюджетов, прежде всего, при осуществлении государственных закупок, на соответствие их стоимости рыночным ценам;

- правовой нормы, по которой обнаруженное превышение закупочной цены рыночной при осуществлении государственных закупок влечет обязательную ответственность должностного лица и компенсацию (возмещение) разницы за его счет;

- методологии оценки соответствия реальных расходов должностных лиц, депутатов, судей, работников правоохранительных органов и членов их семей, задекларированным доходам;

- правовой нормы, по которой видео- и аудио информация, собранная гражданами, может быть основанием для проведения служебных расследований, исков в отношении должностных лиц за противоправные, противозаконные действия или бездействие и привлечения их к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.


Заключение

В результате проведенного исследования было выявлено, что местное самоуправление представляется в качестве социально-политического института, занимающего в системе взаимодействия власти и общества опосредующее положение между государством и гражданским обществом, и, таким образом, обеспечивающего реализацию прямых и обратных связей в системе государственного управления.

Под компетенцией органов власти понимают сочетание знаний, умений и навыков должностных лиц с практикой государственной и общественной жизни, с полнотой законного государственно-властного влияния на административные отношения политической, экономической, финансовой, социально-культурной направленности.

Функции местного самоуправления в работе определены как основные или кардинальные, приоритетные и постоянные направления и виды его осуществления, прежде всего, по реализации естественного права человека и гражданина на местное самоуправление.