Компетенция органов местного самоуправления: задачи и функции, контроль исполнения и качества, страница 8

Несмотря на заметные сдвиги в доступе к публичной информации, его блокировка сохраняется в сферах с повышенным уровнем коррупции. Распространенным является предоставление фактически формализованных ответов на информационные запросы граждан в органы местного самоуправления, а также предоставление недостоверной, неполной информации или необоснованных отказов. Соответственно, в сводных отчетах об обеспечении доступа к публичной информации не отображается доля ответов на запросы.

Кроме того, в общем контенте информации, обнародованной в электронных и печатных ресурсах многих органов местного самоуправления сегмент информации имиджевого характера о высших должностных лицах является перенасыщенным. Электронные ресурсы (веб-сайты), СМИ органов местной власти должны наполняться содержательными материалами, которые отражали бы реальное положение дел в социальной, экономической, правовой, культурной, образовательной, экологической сферах.

Преградой также обычно является недостаточно высокая надежность и валидность данных, предоставляемых органами местного самоуправления.

Формальность и недостаточное соблюдение требований отчетности перед общественностью проявляются при исполнении обязательства органов местного самоуправления по размещению, обнародованию информации отчетного характера. Выборочным и неполным является выполнение требований должностными лицами при персональной отчетности и в отчетах соответствующих органов местного самоуправления.

Кроме того, скорее исключением является практика отчетности в открытом публичном формате, обсуждения отчетов с привлечением представителей стороны общественности. Больше всего по содержанию, а не по форме, отчетам не хватает полноценной детализации, прежде всего, в вопросах целевого и функционального использования бюджетных и других государственных, ресурсов, выполнения программ (государственных, региональных, местных, отраслевых), соблюдение соответствующего законодательства.

Итак, кроме обязательных общей информации и нормативно-правовых документов, именно в форме отчетов органами местного самоуправления в соответствующих электронных ресурсах и СМИ должны обнародоваться ежегодные отчеты об исполнении бюджетов, программ социально-экономического развития, выполнения государственных, региональных, местных программ и др., а также отчеты их депутатов и комиссий.

Из-за нехватки единых и четких критериев оценки надлежащей отчетности органов местного самоуправления отчеты преимущественно наполнены информацией констатирующего характера о принятых решениях, проведенных мероприятиях и т. п. Зато минимально отслеживается их результативность и эффективность. Да, это всего касается не сугубо формальных показателей, а показателей, с одной стороны, соблюдения общественного интереса, учета общественного мнения, потребностей социальных групп. С другой стороны, соблюдение законодательства, экономической эффективности, достижений в определенной сфере, отрасли, выполнения бюджета развития, решения задач, определенных государственными, местными, отраслевыми программами и т. п.

Формализм проявляется в отчетности органов местной власти непосредственно по их взаимодействию с общественностью, в частности с консультативно-совещательными органами (общественными советами) при органах местного самоуправления. Отчетность по взаимодействию с общественностью часто по содержанию воспроизводит общие информационные сообщения о создании консультативно-совещательных органов, проведении общественных слушаний, экспертиз, совместных публичных мероприятий с непосредственным участием общественности (круглых столов, конференций, общественных слушаний и т.д.). Кроме того, органами местной власти обычно не публикуются отчеты о результатах проведения консультаций с общественностью. В обнародованных отчетах лишь вскользь отражаются вопросы, например, обеспечение обсуждения с общественностью ежегодных отчетов о расходовании бюджетных средств, предоставление проектов нормативно-правовых актов для обсуждения и др.