Компетенция органов местного самоуправления: задачи и функции, контроль исполнения и качества, страница 2

Законодательно местное самоуправление в Российской Федерации определяется как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, которые установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[2].

В ретроспективном плане муниципальная система получила новый импульс для своего развития с появлением первых конституций. Сравнивая конституции большинства государств мира, следует отметить, что закрепленные в них основные положения касаются функционирования местного управления и самоуправления, а именно:

-  основные принципы организации местного управления и самоуправления, основы административно-территориального деления;

-  организационные формы осуществления местного самоуправления и управления, основы их компетенции, внутренней структуры и взаимоотношений, роль и место органов местной власти в политической системе общества;

-  административный надзор;

-  гарантии местного самоуправления (конституционные, судебные, законодательные, материально-финансовые и др.).

Существует несколько моделей, которые существенно отличаются друг от друга по принципам формирования органов местного самоуправления, характера их взаимоотношений с органами государственной власти, по формам взаимодействия представительных и исполнительно-распорядительных органов в системе местного самоуправления (рис. 1.1)[3].

Организационная диаграмма

Рис. 1.1. Модели местного самоуправления

Первая из моделей – муниципальная (англосаксонская), возникла в Великобритании, затем была заимствована многими странами, прежде всего, бывшими британскими колониями.

Характерной особенностью такой модели являются:

1) значительная автономия органов местного самоуправления;

2) отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти, которые бы опекали органы местного самоуправления;

3) выборность ряда должностных лиц местного самоуправления;

4) органы местного самоуправления могут делать только то, что прямо предусмотрено законом – это так называемый позитивный принцип правового регулирования;

5) контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно косвенным путем – через центральные министерства, а также действует жесткий судебный контроль.

Второй моделью является биполярная, которая включает романо-германскую, континентальную, французскую – Франция, Италия, Польша, Болгария, Турция, Сенегал и др. – распространена в странах Европы, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Для этой модели характерны особенности:

1) по сравнению с англо-американской моделью здесь более высокая степень централизации, а также имеется вертикальное подчинение,

2) сочетание местного самоуправления и прямого государственного управления на местах,

3) органам местного самоуправления разрешается делать все, что не запрещено законом, что является негативным принципом правового регулирования.

Континентальная модель может существовать на всех субнациональных территориальных уровнях (кроме низового) или только на низовом уровне.

Третья модель – иберийская – распространенная в Испании, Бразилии, Мексике, Португалии – очень приближена к континентальной модели, предусматривает, что управление на местах осуществляют избранные населением представительные органы местного самоуправления (например, совет) и соответствующие главные должностные лица местного самоуправления (например, мэры, префекты), которые одновременно являются председателями соответствующих советов, их исполнительных органов и утверждаются центральной властью, как представители государственной власти в соответствующих административно-территориальных единицах с правом контроля за деятельностью совета.