Влияние интернета вещей на вендинговый бизнес в России, страница 6

Таким образом, зарубежные решения с мобильными приложениями для торговых автоматов, в которых предусмотрена хоть как-то программа лояльности, дают следующий функционал:

·  идентификация в приложении;

·  соединение с автоматом;

·  подключение систем оплаты (банковские карты, интернет-кошельки);

·  система скидок;

·  система купонов;

·  сбор статистики и выгрузка в отдельный сервис для анализа и управления

Из функций, которые данные приложение не предусматривают, но которые могли бы быть интересны пользователям, по моему мнению, могу отметить следующие:

·  просмотр ассортимента и цен автомата

·  уведомления о текущих акциях

·  расширенная программа лояльности в виде накопительных бонусов

Если первые идентификация в приложении, соединение с автоматом, подключение систем оплаты и сбор статистики и выгрузка в отдельный сервис для анализа и управления должны быть реализованы как база в любом случае, то остальные являются опциональными. И интерес к ним российских покупателей и будет рассмотрен далее.

Исследование интереса потребителей

Организация опроса

Для прогнозирования роста спроса на продукцию автомата в результате внедрения мобильных приложений я провел опрос.

В качестве платформы была использована площадка «Вконтакте», а конкретно приложение «Анкеты» для сообществ.

Опрос прошло 115 человек, после очистки массива от дубликатов и неадекватных ответов (бывает так, что человек отвечает наугад, даже не читая вопрос, или просто некорректно понимает суть вопросов) осталось 110 ответов.

Я собрал данные о том, как насколько у людей часто есть возможность купить что-либо в торговом автомате. Под возможностью понимается ситуация, когда потенциальный покупатель знает о том, что рядом с ним есть торговый автомат с продукцией, представляющей для него интерес.

Вопрос в опросе выглядит так:

Как часто у вас есть возможность совершать покупку в торговом автомате?

В качестве ответа предлагается выбрать один из следующих вариантов:

·  Никогда или крайне редко

·  Не чаще одного дня в неделю

·  Несколько дней в неделю

·  Практически каждый день

Разделение по этому критерию было сделано для того, чтобы можно было отсечь тех, кто крайне редко имеет доступ к торговым автоматам, ведь их покупки составляют среди всех крайне низкую долю, поэтому их влияние на доход незначительно, а ответы на опрос могут сильно исказить статистику. Таким образом, рассматриваются только ответы тех покупателей, которые реально имеют ценность для торгового автомата.

Далее в опросе идёт вопрос о том, как часто покупатели непосредственно совершают покупку в торговых автоматах при наличии возможности, о которой речь в предыдущем вопросе.

Предлагается отметить, в скольких случаях из пяти, когда есть возможность совершить покупку в вендинговой машине, человек совершает покупку.

Вариантов ответа, соответственно, шесть: от «никогда» до «пяти случаев из пяти».

Наконец, финальная часть опроса – вопрос в виде матрицы, где респондент отмечает, с какой частотой будет совершать покупки в торговом автомате по шкале из предыдущего вопроса при следующих условиях:

·  Можно заплатить с мобильного устройства

·  Можно удалённо посмотреть ассортимент и цены автомата

·  Уведомления о текущих акциях в автомате поблизости от вас, в котором вы иногда совершаете покупки

·  В автомате есть программа лояльности (скидки постоянным покупателям; накопительные бонусы)

·  Всё сразу реализовано в мобильном приложении

В итоге, основываясь на сопоставлении ответов, можно оценить то, как те или иные функции повлияют на частоту совершения покупок.

Анализ собранных данных

Прежде всего, еще одна причина, по которой были отсечены ответы тех, кто только изредка имеет возможность покупать в торговых автоматах, представлена на графике:

График 1.  Частота покупок в торговых автоматах в обычных условиях

На графике показано, в скольких случаях люди совершают покупки в торговых автоматах при наличии возможности в зависимости от того, как часто эта возможность возникает.