Влияние интернета вещей на вендинговый бизнес в России, страница 2

Если мы говорим о традиционных автоматах, не наделённых интеллектуальными функциями, то собирать статистику в реальном времени не представляется возможным без больших затрат на регулярный выезд работника к автоматам.

Кроме того, большинство автоматов принимают только наличные платежи, а они постепенно оттесняются электронными, поэтому есть угроза снижения продаж из-за того, что у потенциальных покупателей не будет с собой монет или купюр.

Ещё одной угрозой выступает Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», который с 1 июля 2018 года обязывает всех владельцев вендинговых аппаратов использовать кассовые аппараты нового образца (с возможностью выхода в интернет), чтобы отправлять данные с каждого чека в налоговую службу, а также выдавать чек покупателю. Из-за того, что в связи со своей спецификой почти все торговые автоматы не формировали чеки, установка нового оборудования потребует немалых денег, более того, возникнут новые регулярные издержки: ежегодная плата за услуги ОФД, подключение к интернету, бумага для печати чеков. Всё это негативно скажется на и без того низком уровне прибыльности, если вовсе не сделает некоторые точки продаж убыточными.

Очевидно, что данный закон плохо вписывается в концепцию вендинга, поэтому есть вероятность, что он будет пересмотрен по многочисленным заявкам. Но если нет, то увеличение прибыльности торгового автомата в России течение года станет еще более насущной проблемой.

Существующие разработки в области Интернета вещей, объединяя автоматы в сеть и собирая с них статистику в реальном времени, позволяют решить часть этих проблем и даже предоставить владельцам сетей торговых автоматов инструментарий для повышения прибыльности новыми путями.

Но для того, чтобы понять, насколько на сегодняшний день рационально прибегать к новым технологиям, необходимо оценить текущую ситуацию на рынке, а также сравнить потенциальные выгоды с издержками.

Степень внедренности Интернета вещей в вендинг

Всего в мире насчитывается порядка 17 миллионов вендинговых автоматов.

Из них на 2015 год лишь около 7% по всему миру и 10% от числа российских были наделены интеллектуальными функциями. К 2019 году их мировая доля, как ожидается, удвоится. [2]

Из приведённой статистики можно заключить, что в ближайшие годы не ожидается повсеместное внедрение интеллектуальных возможностей в торговые автоматы или замена старых моделей на новые, в которых данный функционал встроен.

Более того, существующие решения не могут считаться полноценным Интернетом вещей. Они относятся к телеметрическим технологиям, которые хоть и пришли в вендинг недавно, но уже давно широко используются в других сферах бизнеса.

Телеметрия – это получение информации о значениях измеряемых параметров (напряжения, тока, давления, температуры и т. п.) контролируемых и управляемых объектов методами и средствами телемеханики.[3]

Иными словами, это систематизированный сбор в реальном времени данных с различных устройств с помощью других устройств, датчиков, и передача их по проводным или беспроводным каналам в некий центр, где они отслеживаются и анализируются людьми.

Многие ошибочно приравнивают это понятие к Интернету вещей, однако это более широкое понятие.

Согласно свежему обзору перспектив Интернета вещей от «Ростелекома», системы телеметрии выступают важной частью рынка Интернета вещей, являясь одним из этапов его формирования.[4]

В то же время в статье онлайн ИТ-издания «ИКС Медиа», посвящённой интернету вещей, описано, чем интернет вещей отличается от систем телеметрии.

Основные моменты:

·  Интернет вещей охватывает всю индустрию, а не отдельное предприятие или сегмент.

·  Интернет вещей трансформирует характер социально-экономических отношений в области; телеметрия же их не меняет.

·  Технологии Интернета вещей позволяют проводить анализ данных и выявлять закономерности без участия человека; телеметрия только лишь считывает данные и централизует их в одном месте.