Влияние интернета вещей на вендинговый бизнес в России, страница 3

В данной работе телеметрия будет считаться элементами Интернета вещей.

Таким образом, нынешние актуальные интеллектуальные решения для торговых автоматов реализуют лишь часть от всех потенциальных возможностей, которые даёт Интернет вещей.

Далее будет рассмотрено то, как именно вышеописанные технологии участвуют в вендинговом бизнесе.

Современные интеллектуальные решения для вендинга

Почти любой нынешний торговый автомат может быть оснащены телеметрией и подключены к сети. А новинки ни рынке оснащены этими возможностями изначально.

Самая распространённая функциональность

Наиболее распространённые функции можно представить в виде следующего списка:

·  Сбор данных об исправности автомата.

·  Сбор данных о всех транзакциях, позволяющих определять наименование купленного товара и таким образом отслеживать степень наполненности ячеек и анализировать спрос.

·  Отправлять все собранные данные в реальном времени либо на сервер владельца сети автоматов, либо на облачный сервис компании-разработчика системы, куда есть доступ с любого устройства с интернетом через личный кабинет.

·  Инструменты для анализа собранных данных.

Такой функционал реализуется подключением к автомату (внутри) специального устройства, которое и представляет собой умную начинку с модемом, через который данные передаются в центр.

На рынке России наиболее распространено решение от компании «Телеметрон». Компания предоставляет собственный модем и доступ ко всем собираемым данным через личный кабинет на своём сайте с любого устройства.

В других странах существуют аналоги.

Экономия осуществляется за счет снижения времени простоя автомата и снижения количества выездов к автоматам.

По исследованию самой компании, при сокращении количества выездов к автомату хотя бы на 4 раза в месяц и сокращении дней простоя хотя бы на 3 решение позволяет экономить минимум 2000 рублей в месяц при средней чистой прибыли с автомата по стране 5000 рублей, то есть довольно существенно, учитывая специфику бизнеса.[5]

Стоит отметить, что покупка и установка такой системы стоит немного более 20 000 рублей, этим самым в среднем окупаемость займёт около 10 месяцев, а затем автомат начнёт работать с повышенной прибыльностью относительно того, как было до внедрения новой системы.

Более того, подобные решения закладывают основу для дальнейшей оптимизации, ведь к аппаратной части можно впоследствии подсоединить другие устройства, расширяющие функциональность автомата, как, например, терминал для бесконтактной оплаты, камеры, сканеры QR-кодов и так далее. О них сейчас и пойдёт речь.

Менее распространённые функции

В меньшей степени распространены системы безналичной оплаты. Если в мире они используются уже довольно давно, хоть и далеко не повсеместно, то в России их наблюдать можно стало относительно недавно, да и те, что есть, по большей части только и могут, что принять оплату и отправить данные о транзакции в личный кабинет.

Если конкретно, то в России наиболее распространены терминалы бесконтактной оплаты Vendotek от компании Terminal Technologies Ltd.

На прошедшей недавно выставке VendExpo 2017 в Москве была продемонстрирована работа терминала в связке с описанным выше «Телеметроном».

Участие смартфонов в вендинге

Однако намного интереснее решения придумали некоторые зарубежные компании – вместе с приёмом бесконтактных платежей они начали идентифицировать пользователей с помощью мобильных приложений и QR-кодов. То есть либо телефон считывает код с автомата, либо автомат специальным сканером с экрана телефона покупателя с запущенным приложением, в котором у него есть свой аккаунт, и таким образом происходит определение пользователя в системе.

Речь идёт в первую очередь о крупных гигантах наподобие PepsiCo и Coca-Cola, у которых разработаны собственные закрытые решения по полному мониторингу и анализу данных.