Павлово-на-Оке: мечтатели в снопе искр. Путешествие юной москвички по следам "Павловских очерков" В.Г. Короленко, страница 7

Действительно, Александр Генрихович Штанге скончался 13 ноября 1932 года, и в 30-е годы артель носила его имя. Правда, в 1944 году её переименовали в «Павловскую артель имени Кирова». Посмертно, в 1938 году, советская власть обвинила Александра Генриховича в «стремлении протаскивать идеи народников, а затем меньшевиков». Также «Штанге в прошлом состоял членом «Сергиевского общества трезвости» в г. Павлове, руководимом попами», «кроме того, Штанге был в близкой связи с <...>, оказавшимися врагами народа, ныне изъятыми органами НКВД»[17]. В связи с этими обвинениями, партком артели Штанге счёл, что предприятие не может в дальнейшем носить имя Александра Генриховича. Однако не все согласились с такими нелепыми претензиями: что устно, что во многих документах артель продолжали называть «имени Штанге». Шесть лет потребовалось аппарату власти, чтобы убедить рабочих наконец переименовать артель.[18]

В 1956 году артель имени Кирова стала заводом. Сегодня «предприятие является крупнейшим производителем столовых приборов в России и СНГ», и его продукция «составляет около 30% всего рынка отечественных производителей»[19].

Примечательно, что Александр Генрихович основал артель в 1890 году, то есть как раз в год прибытия в село Короленко и публикации «Павловских очерков». Позднее, 1897 году, Короленко пишет в своих дневниках: «Штанге производит впечатление человека, удаляющегося уже на некоторую высоту. <...> Артель, я вижу это, держится искусственно, требует совершенно экстраординарных условий и самопожертвования. <...> А ещё Штанге требует, чтоб я побольше написал об артели. Что же писать? Лгать не хочу и не могу. Написать правду – значит толкнуть хоть сколько-нибудь налаженное дело и содействовать его скорейшему разрушению. А может быть я и не прав. Придётся, кажется, опять помолчать…»[20]

А вот письмо от Короленко к Штанге от 17 апреля 1891 года:

«Многоуважаемый Александр Генрихович!

Я получил от одной барышни из Казани четыре рубля, с просьбой передать их той девочке, которая описана в моих Павловских очерках, т.е. дочери Прянишниковой (Блударевой) на Семеньей горе. В виду такого прямого назначения – на сей раз остаётся уже только прямо и исполнить поручение, т.е. передать по назначению. От себя на сей раз для круглого счета прилагаю рубль, которым можете распорядиться, как захотите.

Что у Вас нового? Черкните.

Ваш Влад Короленко»[21]

Несмотря на то, что Владимир Галактионович никак не упоминает Штанге в своём произведении, он пишет, что идеи создать артель уже бродили в павловском обществе. Артель мечтал создать Николай Петрович Зернов. Короленко публикует отрывок из его письма. Там как раз описывается, почему для главы артели так важно было быть человеком «солидным», каким был А.Г. Штанге: «Торговцы хихикают, принимая во внимание незначительность капиталов артели сравнительно с их капиталами, и, не стесняясь, высказывают на стороне те препятствия, на которые артель неизбежно натолкнется при ведении дела. Они соглашаются, что со временем для артели дело будет выясняться все более и более, но до тех пор артель, не имеющая, по уставу, права покупать чужие изделия и пополнять ими свой "ассортимент", уже разлетится на этом камне. Мастера, которых изделия необходимы, могут и не попасть в члены артели, тем более что их постараются "придержать", и т.д.»

Свою артель, согласно «Павловским очеркам», создал Дмитрий Васильевич Дужкин. Сотрудники библиотеки им. Короленко выяснили, что прототипом этого героя был купец Пётр Васильевич Щеткин[22]. Старинный дом на улице Красноармейской до сих пор напоминает о нём. Кто-то утверждает, что Щеткин в этом доме жил, кто-то – что дом построен для детей Петра Васильевича с целью устраивать балы, а на старых фотографиях здание подписано как «Фабрика торгового дома Щеткина». Сегодня здесь находится кафе-ресторан «Русь»[23].