2.3.5Техническая эксплуатация – комплекс технико-экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобильного парка в исправном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов.
Эффективность технической эксплуатации автомобилей обеспечивает инженерно-техническая служба (ИТС).
Инженерно-техническая служба – подразделения предприятий и организаций автомобильного транспорта, занимающиеся управлением техническим состоянием подвижного состава.
Техническая эксплуатация автомобилей является важнейшей подсистемой автомобильного транспорта.
Автомобиль – сложная система, представляющая собой совокупность совместно действующих элементов, агрегатов и механизмов, обеспечивающих выполнение ее функций.
Наработка – продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега.
Ресурс – наработка до предельного состояния, оговоренная технической документацией.
Отказ автомобиля – нарушение работоспособности, приводящее к прекращению транспортного процесса.
Неисправность – состояние изделия, при котором оно не способно выполнять заданные функции с параметрами, значение которых установлено технической документацией.
Надежность – свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах.
Задачи, решаемые технической эксплуатацией, связаны с качеством изделия или материала, в данном случае автомобиля, агрегата, детали, технологического оборудования и т.д. при их функционировании или использовании в определенных условиях в определенных условиях эксплуатации.
Качество – совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля к выполнению заданных функций при использовании их по назначению.
Качество складывается из свойств. Каждое свойство характеризуется одним или несколькими параметрами, которые могут принимать различные количественные значения, называемые показателями.
7 Изменение технического состояния автомобиля происходит под влиянием как постоянно действующих причин, обусловленной работой самих механизмов, так и случайных.
К случайным причинам относятся дефекты при изготовлении агрегатов (скрытые дефекты), нарушение норм эксплуатации (перегрузки конструкции, превосходящие допустимые).
Постоянные причины – изнашивание, пластическое деформации и усталостные разрушения, коррозия, физико-химические и температурные изменения материалов деталей.
Изнашивание – процесс постепенного изменения размера детали при трении, вследствие ее деформацией.
Различают следующие виды изнашивания:
а) Механическое изнашивание
- абразивное;
-изнашивание вследствие пластической деформации (сдвиг верхнего слоя под давлением);
- изнашивание при хрупком поверхностном разрушении.
б) Молекулярно-механическое изнашивание – происходит в результате молекулярного сцепления материалов трущихся поверхностей.
в) Коррозионно-механическое изнашивание – происходит в результате сочетания механического изнашивания и агрессивного воздействия среды (пример – плунжерная пара в механическом насосе дизельного двигателя).
Пластические деформации – связаны с достижением или превышением предела текучести или прочности металлов.
Усталостные разрушения – возникают при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла. (пример – шейка коленчатого вала).
Коррозия – происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению металла, снижению прочности, ухудшению внешнего вида детали и изделия в целом.
Физико-химические и температурные изменения материалов деталей – старение материалов (пример – резино -технические изделия теряют прочность и эластичность под действием термического воздействия, химического воздействия масла, топлива, и жидкостей и т.п.).
9 Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния.
Различают следующие виды условий эксплуатации:
а) Дорожные условия.
Характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия.
По виду покрытия разделяют на пять групп:
Д1 – цементобетонные (монолитные или сборные), асфальтобетонные, из брусчатки и мозаики на бетонном или каменном основании.
Д2 – покрытия из битумоминеральных смесей с применением прочного щебня и вязкого битума.
Д3 – щебенчатые, гравийные и покрытия из других прочных минеральных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.