ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Вариант 20: Промышленные грузы.
Таблица 1
Однородный груз, т
Поставщики |
ЖД склад №1 |
ЖД Склад №3 |
Карьер |
Объём поставок, т |
7400 |
6900 |
8100 |
Таблица 2
Получатели груза |
ТЭЦ №1 |
ТЭЦ №2 |
Металлургический комбинат №1 |
Металлургический комбинат №2 |
Объём потребления, т |
5400 |
5800 |
6300 |
4900 |
Таблица 3
Прочие грузы
Откуда |
Куда |
Вид груза |
Объем перевозок, т/месяц |
ЖД Склад №1 |
Завод ЖБИ |
Комплектующие |
135 |
Завод ЖБИ |
Металлургический комбинат №1 |
ЖБИ изделия |
90 |
Завод ЖБИ |
Металлургический комбинат №2 |
ЖБИ изделия |
115 |
Карьер |
Склад речпорта |
ЖБИ изделия |
240 |
ЖД Склад №2 |
ТЭЦ №1 |
Уголь |
310 |
ЖД Склад №2 |
ТЭЦ №2 |
Уголь |
290 |
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы – овладение навыками планирования грузовых перевозок автотранспортным предприятием при обслуживании n поставщиков грузов и m потребителей путем разработки оптимальных маршрутов движения автотранспорта и выбора подвижного состава.
РЕШЕНИЕ
1. Характеристика заданных грузопотоков.
Исходные данные, содержат данные о виде грузов и объёме перевозок между пунктами транспортной сети (табл.4). Также используется схема транспортных магистралей и расположения объектов транспортной сети.
Таблица 4
Исходные данные
Откуда |
Куда |
Вид груза |
Объем перевозок, т/месяц |
Расстояние, км |
ЖД Склад №1 |
Завод ЖБИ |
Комплектующие |
135 |
146 |
Завод ЖБИ |
Металлургический комбинат №1 |
ЖБИ изделия |
90 |
66 |
Завод ЖБИ |
Металлургический комбинат №2 |
ЖБИ изделия |
115 |
36 |
Карьер |
Склад речпорта |
ЖБИ изделия |
240 |
142 |
ЖД Склад №2 |
ТЭЦ №1 |
Уголь |
310 |
71 |
ЖД Склад №2 |
ТЭЦ №2 |
Уголь |
290 |
29 |
На первом этапе составляем таблицу грузопотоков между грузообразующими и грузополучающими пунктами (табл. 5).
Таблица 5
Грузопотоки между пунктами транспортной сети
Пункты отправления |
Пункты назначения |
Всего |
|||||
Завод ЖБИ |
МК №1 |
МК №2 |
Склад речпорта |
ТЭЦ №1 |
ТЭЦ №2 |
||
ЖД Склад №1 |
135 |
- |
- |
- |
- |
- |
135 |
Завод ЖБИ |
- |
90 |
115 |
- |
- |
- |
205 |
Карьер |
- |
- |
- |
240 |
- |
- |
240 |
ЖД Склад №2 |
- |
- |
- |
- |
310 |
290 |
600 |
Всего |
135 |
90 |
115 |
240 |
310 |
290 |
1180 |
В приложении 1 изображены схема транспортной сети и картограмма грузовых потоков.
Далее дается расчет общих характеристик транспортных перевозок.
Коэффициенты неравномерностей объема перевозок Кн.о и грузооборота Кн.г определяются отношением размаха варьирования соответствующего показателя к его средней величине.
Общий объем перевозок:
где Qi – объем i-й перевозки груза, т; n = 6 – общее число отдельных перевозок, различающихся видом груза, расстоянием перевозки и другими параметрами.
Коэффициент неравномерности объема перевозок:
где Qmax = 600 т – максимальная величина объема перевозок; Qmin = 135 т – минимальная величина объема перевозок; Qср = Q / n – средняя величина объема перевозок, т.
Грузооборот:
где li – расстояние i-й перевозки груза, км.
Таблица 6
Грузооборот
Объем перевозок, т/месяц |
Расстояние, км |
Грузооборот, т·км |
135 |
146 |
19710 |
90 |
66 |
5940 |
115 |
36 |
4140 |
240 |
142 |
34080 |
310 |
71 |
22010 |
290 |
29 |
8410 |
Всего |
94290 |
Средняя величина грузооборота:
где lср – среднее расстояние перевозки 1 т груза, км.
Коэффициент неравномерности грузооборота:
где Рmax = 34080 т·км – максимальная величина грузооборота; Рmin = 4140 т·км – минимальная величина грузооборота.
2. Оптимизация грузопотоков
Задача оптимизации грузопотоков решается универсальным методом линейного программирования.
Решим транспортную задачу линейного программирования (T3ЛП) методом потенциалов. Условия задачи задаются в виде распределительной таблицы. Дадим содержательную постановку ТЗЛП.
Имеется три пункта поставки однородного груза ЖД Склад №1, ЖД Склад №3, Карьер и четыре пункта потребления груза ТЭЦ №1, ТЭЦ №2, Металлургический комбинат №1, Металлургический комбинат №2. В пунктах ЖД Склад №1, ЖД Склад №3, Карьер находится груз в количестве соответственно 7400, 6900, 8100 т. В пункты Металлургический комбинат, ТЭЦ №1, ТЭЦ №2, Металлургический комбинат №1, Металлургический комбинат №2 требуется доставить соответственно 5400, 5800, 6300, 4900 т груза. Затраты на перевозку 1т груза между пунктами поставки и пунктами потребления приведены в матрице С (в руб.). Стоимость перевозки 1 т груза на 1 км составляет 10 руб.
где Сij – стоимость перевозки 1 т груза от поставщика с номером i (i = 1, 2, 3) к потребителю с номером j (j = 1, 2, 3, 4).
Найдем такой план закрепления потребителей за поставщиками, чтобы общие затраты по перевозкам груза были минимальными.
Данные задачи представим в виде матрицы перевозок (табл. 7).
Таблица 7
Базы |
Потребители |
Запасы |
|||
ТЭЦ №1 |
ТЭЦ №2 |
Металлургический комбинат№1 |
Металлургический комбинат №2 |
||
ЖД Склад №1 |
99 |
155 |
108 |
127 |
7400 |
ЖД Склад №3 |
71 |
29 |
104 |
40 |
6900 |
Карьер |
55 |
155 |
133 |
86 |
8100 |
Потребности |
5400 |
5800 |
6300 |
4900 |
22400 |
В рамочке в каждой клетке проставлены тарифы, взятые из матрицы С. Тариф Cij – это величина, равная (или пропорциональная) стоимости перевозки единицы груза из пункта отправления в пункт назначения.
Обозначим Xij (т) – величину поставки от базы поставщика i (i =1, 2, 3) потребителю j (j = 1, 2, 3, 4); Z (тыс. руб.) – общую стоимость всех перевозок.
Совокупность неизвестных (Xij), где i = 1, 2, 3; j =1, 2, 3, 4, называется планом перевозок. Очевидно, все поставки Xij > 0, они вписываются в клетки матрицы перевозок.
Найдем такой оптимальный план перевозок, при котором общая стоимость перевозок Z была бы минимальной.
1. Проверяем сбалансированность данных задачи: сумма всех запасов (7400+6900+8100) = 22400 должна быть равна сумме всех потребностей (5400+5800+6300+4900) = 22400. Модель такой ТЗЛП называется закрытой.
2. Составляем первоначальный опорный план поставок методом минимального тарифа по матрице перевозок (табл. 8).
Таблица 8
Базы |
Потребители |
Запасы |
|||
ТЭЦ №1 |
ТЭЦ №2 |
Металлургический комбинат№1 |
Металлургический комбинат №2 |
||
ЖД Склад №1 |
99 |
155 |
108 6300 |
127 1100 |
7400 |
ЖД Склад №3 |
71 |
29 5800 |
104 |
40 1100 |
6900 |
Карьер |
55 5400 |
155 |
133 |
86 2700 |
8100 |
Потребности |
5400 |
5800 |
6300 |
4900 |
22400 |
Поставки по всем строкам и столбцам (базам и потребителям) сбалансированы.
Подсчитаем количество заполненных клеток в табл. 8.
где m = 3, – количество поставщиков, n = 4, – количество потребителей. Заполненных клеток в табл. 6 также оказалось 6. Следовательно, план невырожденный.
В итоге приходим к первому опорному плану (табл. 8). Из таблицы видно, что Х13 = 6300; Х14 = 1100 ; Х22 = 5800;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.