позволило не только обеспечить стабильность работы железных дорог, но и повысить их долю в общем объеме транспортных перевозок.
В утвержденной на правительственном уровне Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также в соответствии с принятыми Федеральными законами, предусматривается последовательное отделение функций государственного регулирования от непосредственно хозяйственной деятельности предприятий в рамках ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). В ряду этих сложных трансформационных преобразований важную роль призваны сыграть новая кадровая стратегия, направленная на сохранение и дальнейшее развитие в рыночных условиях трудового потенциала отрасли, совершенствование методов управления ее человеческими ресурсами.
Актуальность исследуемой проблемы определяют прежде всего два взаимосвязанных фактора - во-первых, глобальные перемены в общественном и экономическом укладе России последних десятилетий, резкая трансформация прежних социальных и культурных ценностей; во-вторых, благая для общества задача не допустить на этом фоне разрушения отраслевого управленческого и человеческого потенциала, обеспечить естественное, стратегически необходимое воспроизводство корпоративной культуры при наличии на рынке труда новых конкурентных отношений и в условиях, когда особенно сильны последствия реструктуризации монопольных секторов экономики.
Социальный срез проблемы предполагает в данном случае вычленение целого ряда актуальных научно-исследовательских и управленческо-отраслевых аспектов. Здесь и разное понимание природы корпоративной культуры, ее происхождения и современного толкования, и преемственные соотношения экономических, производственных традиций и традиций культурных, которые должны помочь сформировать корпоративные начала новому хозяйствующему субъекту, дать его работникам возможность выбрать соответствующую духу времени культуру поведения. Именно с этим сегодня связаны стратегия управления персоналом, адаптационные ресурсы выстраиваемой корпоративной системы, поиск научных и практических подходов к созданию культурных образцов, консолидирующих человеческие устремления и укрепляющих качество общественного бытия.
В отечественной и зарубежной науке и практике все более обостряется интерес к целенаправленному формированию и использованию человеческих ресурсов в решении производственных и социально-управленческих задач. Важнейшим внутренним фактором социально-трудовых отношений признается принцип формирования компетентного, активного работника, отождествляющего личные цели с задачами предприятия, отрасли, общества в целом. Реализация такого принципа, в свою очередь, предполагает создание возможностей для ускоренного квалификационного роста работника, проявления им творческой инициативы, самореализации духовного и нравственного потенциала. Все это выдвинуло в ряд стратегически обязательных направлений кадровой работы всемерное развитие корпоративной культуры железнодорожного транспорта как важного фактора его эффективной трансформации в условиях рынка. В общем плане, под корпоративной культурой понимается система материальных и духовных ценностей, накопленного исторического опыта, трудовых традиций и профессионального мастерства персонала, целостно характеризующих уникальный облик той или иной социальной организации (корпорации), ее эффективную деятельность в обществе. Основная общественная функция корпоративной культуры заключается в непрерывном воспроизводстве и регулировании процессов жизнедеятельности той или иной корпорации как сложно организованной, динамично развивающейся социально-организационной системы.
Есть основания говорить, что социологическая теория, давая в руки исследователей корпоративной среды вполне апробированный инструментарий, не в полной мере успевает оценить идущие перестроечные процессы. Феномен сегодняшней корпоративной культуры в условиях отраслевой организации федерального уровня требует более глубокого и целеустремленного изучения. И следовательно, актуализируются не просто близкие к теме научные направления, особую значимость приобретают способность и, умение разглядеть новый смысл в формирующихся обществом культурных ценностях.
На первый план, надо полагать, выходят не только реально существующие свойства производственной и трудовой культуры, управленческого стиля, человеческих отношений, но обязательно и преимущественно — отвечающая характеру перемен корпоративная философия. Социальная по своей сути, она отражает не сиюминутные выгоды рыночного экономического поля, а осознанные взгляды на отраслевые традиции, организационный порядок, на место и роль национальной корпорации как социально-экономического института, принадлежащего духовно и идейно сплоченному профессиональному сообществу. Именно при такой постановке вопроса преемственность корпоративной культуры становится несомненным, всеми востребованным условием эффективной реструктуризации отрасли.
Степень научной разработанности темы. Исследования по проблемам, рассматриваемым в диссертации, представлены в научной литературе достаточно широко. Их можно разделить на три группы.
7. Наиболее многочисленны труды, посвященные философско-социологическому осмыслению культуры как общественного феномена.
Философские аспекты культуры присутствуют в работах Аристотеля, Платона, Г.Гегеля, И.Канта, Н.А.Бердяева, Н.Я.Данилевского, Х.Ортеги-и-Гассета, А.Швейцера и других представителей классической научной школы.
О социокультурной стороне жизни общества говорят в своих произведениях корифеи социологии М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, П.А.Сорокин, а также наши современные отечественные исследователи — В.И.Болгов, Н.Н.Зарубина, Н.И.Лапин, В.Т.Лисовский, В.О.Рукавишников и другие.
Сущности понятия «культура» касаются А.И.Арнольдов, В.К.Егоров, Л.Г.Ионин, О.И.Карпухин, Э.Кассирер, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Л.И.Михайлова, А.Моль, Э.А.Орлова, С.С.Фролов, А.И.Шендрик, Т.Элиот и другие ученые.
2. Свой пласт в литературе сформирован тематикой, связанной с организационной культурой, которую многие теоретики по разным мотивам отождествляют с корпоративной культурой.
Особое место здесь занимают труды А.Петтигрю и С.Роббинса. Именно они ввели в науку понятие «организационная культура» и на основе феноменологической социологии исследовали ее природу и функции. К числу сторонников этого направления относятся, в частности, П.Бергер, И.Катерный, М.Луи, Дж.Мерсье, Д.Сильверман, С.Щербина.
С конца 70-х годов прошлого века изучение организационной культуры
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.