Современные судостроительные предприятия. Методы постройки судов, страница 4

В последнее время применяют способы стыкования судна на плаву из двух частей без использования описанных устройств.

При блочном способе формирование корпуса (рис. 5) начинают с установки закладного блока, которым чаще всего является блок машинного отделения. К закладному блоку в обе стороны одновременно или последовательно стыкуют следующие блоки.

На горизонтальных построечных местах стыкование блоков выполняется обычно на тележках с механическими или гидрав лическими устройствами для установки блока по горизонту и выравнивания по базовым и контрольным линиям

Рис. 5. Схема формирования корпуса блочным способом.

.

Базовой называется линия в пространстве, относительно которой проверяют положения корпусных конструкций, контрольной линия на корпусной конструкции, по которой производят проверку ее положения. Базовая линия может быть нанесена на специальных стойках, на расположенных вблизи от корпуса конструкциях (например, металлических лесах) и т. д. Контрольная линия намечается только на проверяемой конструкции.

Разновидностью блочного способа является смешанный способ формирования корпуса, применяемый для постройки средних и крупных судов, когда подъемно-транспортное оборудование или устройство построечного места не позволяет подавать предварительно собранные и сваренные блоки. При этом способе блоки формируют из плоскостных и объемных секций непосредственно на стапеле. После завершения сборки и сварки блоков формирование корпуса производится так же, жак и при блочном способе.

В последние годы в мировом судостроении уделяется значительное внимание постройке судов из унифицированных узлов, например, секций и блоков цилиндрической части и оконечностей корпуса, секций и блоков надстройки. Такие узлы могут быть применены при постройке различных не только по водоизмещению, но и по назначению судов.

Совершенствование унификации и стандартизации в судостроении нашло отражение в так называемом модульном методе постройки судов.

Понятие «модуль» в современном судостроении имеет несколько значений. Модуль конструктивный представляет собой стандартный блок, имеющий полное насыщение. Модуль функциональный предназначен для выполнения определенной функции. Функциональными являются, например, модуль энергетики и движения, модуль управления с постами управления и связи и др.

Считается, что соответствующие модули должны быть взаимозаменяемы при постройке и ремонте судна.

Дальнейшее совершенствование модульных методов постройки судов окажет значительное влияние на технологию и организацию судостроительного производства.

Развитие организации производства в судостроении характерно разработкой за последние десятилетия и внедрением прогрессивных форм ведения работ в сочетании с современными достижениями технологии. Работы по сборке и сварке корпуса могут проводиться:

а)         при неподвижном положении   корпуса   на   построечном месте;

б)         с передвижкой частей   корпуса   по   мере   его   формирования.

В первом случае корпус судна формируют на одном построечном месте с момента закладки первой секции до спуска судна на воду. Такая организация работ применяется чаще всего в крупнотоннажном судостроении. Второй случай – многопозиционная постройка судна – типичен при серийной постройке судов малого и среднего водоизмещения -на горизонтальных построечных местах.

При постройке судов с передвижкой применяют поточно-позиционный метод. Специализированные бригады на каждой позиции выполняют определенный объем работ в планируемое время, одинаковое для всех позиций, после чего блок или судно передвигается на следующую позицию. С последней позиции блок передвигается на построечное- место, а судно – на спусковое устройство для спуска на воду.

При поточно-позиционном методе закрепление бригад за определенными позициями способствует эффективному применению спецоснастки и средств механизации, которые применяются в более широких масштабах, чем при обычных методах организации. Это способствует также росту производительности труда за счет накапливаемого рабочими навыка.

Серийная постройка одновременно нескольких судов без передвижки может производиться поточно-бригадным методом. При этом методе бригады специализированы по определенным видам работ. После выполнения закрепленного объема работ на одном судне бригада переходит на другое судно. Однако этот метод характерен менее четкой организацией труда, сбоем сроков работ отдельных бригад, осложнением их работы из-за необходимости постоянно менять рабочее место.