Современные судостроительные предприятия. Методы постройки судов, страница 2

·  елесарно-сборочный цех, изготовляющий и монтирующий вентиляцию, дельные вещи, устройства и слесарно-корпусные изделия;

·  деревообрабатывающий цех с лесопилкой, сушилом и складом пиломатериалов, изготовляющий и устанавливающий на судне деревянные настилы палуб, деревянные детали, мебель и деревянные изделия.

·  малярно-изоляционный цех, выполняющий работы по изготовлению и установке на судне изоляции различного назначения и окрасочные работы;

·  такелажно-парусный цех, изготовляющий такелаж, тенты, чехлы;

·  цех покрытий, производящий гальваническое покрытие различных изделий и труб (цинкование, хромирование, никелирование);

·  достроечно-сдаточный   цех,   выполняющий   работы   по   до стройке судов на плаву, испытания и сдачу судов.

Группа механических цехов судостроительного завода включает: литейный цех с модельной мастерской, делающий отливки из чугуна,стали,цветных металлов; механический, котельный, арматурный, кузнечный. В этих цехах изготовляют штевни, клюзы, кнехты, киповые планки, кронштейны, некоторые механизмы, котлы, арматуру, а также детали, требующие механической обработки.

Группа вспомогательных цехов состоит из инструментального, ремонтно-механиче-ского, электроремонтного, ремонтно-строительного цехов, обеспечивающих предприятие инструментом, а также производящих ремонт оборудования и сооружении судостроительного предприятия.

Рис.   1. Схемы расположения производственных цехов и участков:    а – схема прямого потока; б – схема боковой подачи.

1 – склад стали; 2 – корпусообрабатывающий цех; 3 – комплектационный склад; 4 – участок узловой сборки сборочно-сва-рочного цеха; 5 – участки секционной или блочной сборки сборочно-сварочного цеха; 6 – стапельные места

Кроме того, на каждом судостроительном предприятии имеются:

·  складское хозяйство – склады металла, леса, топлива, смазочных материалов и строительных материалов; цеховые склады материалов (проката, труб, изделий и др.); склады готовой продукции; главный магазин для хранения изделий, поступающих от других предприятий и приобретенных в государственной торговой сети;

·  транспортное хозяйство, включающее транспортный цех с гаражом автомашин, тягачей, электрокаров, рельсового транспорта и капитанскую часть – буксиры, катера, баржи, плавучие краны и другие плавсредства;

·  энергетическое хозяйство – ТЭЦ или котельная с сетями пара и горячей воды; трансформаторные подстанции с линиями электропередач; компрессорная с пневмосетями; кислородная и ацетиленовая станции с газопроводами.

Каждое судостроительное предприятие имеет: административное здание (заводоуправление), поликлинику или центральный медпункт; столовые, помещения общественных организаций, пожарное депо и т. п. Все производственные участки, отделы заводоуправления, службы, санитарные, противопожарные и другие объекты связаны между собой телефонной связью.

План расположения цехов, складов, сооружений, служебно-бытовых зданий, транспортных магистралей, акватории с набережной называется генеральным планом предприятия.

Рис. 2. Генеральный план судостроительной верфи.

1 – склад стали; 2 – корпусообрабатывающий цех; 3 – комплектационный склад; 4 – сборочно-сварочный цех; 5 – проходная; 6 – заводоуправление; 7 – вспомогательные цехи; S – деревообделочный цех; 9 – такелажно-парусный цех; 10 – малярный цех; 11 – слесарно-сборочный цех; 12 – главный магазин; 13 – достроечная набережная; 14 – механомонтажный цех; 15 – склад труб; 16 – док-камеры; 17 – рабочие причалы; 18 – стапельные места; 19 – комплектационные площадки стапелей; 20 – ацетиленовая и кислородная станции; 21 – котельная; 22 – электрическая подстанция.

Наиболее удачным является генеральный план, расположение цехов в котором позволяет перемещать материалы, детали, корпусные конструкции, комплектующие изделия и изделия машиностроения при применяемом технологическом процессе по самым коротким маршрутам без встречных потоков и возвратов.

По способу транспортировки различают две схемы расположения цехов и участков: прямого потока (рис. 1,а) и боковой подачи (рис. 1,6).

Генеральный план (рис. 2) определяется профилем, типом судостроительного предприятия и технологической схемой постройки судов. В значительной степени планировка предприятия зависит ,от географических условий, расположения акватории, а также от способа доставки металла, материалов и комплектующих изделий (железнодорожным путем, морем, рекой).

Методы постройки судов

Одной из основных задач организации производственного процесса постройки судов является рациональное разделение корпуса на составные части. К таким составным частям корпуса относятся: детали, узлы, секции, блок-секции, блоки судна.