Современные судостроительные предприятия. Методы постройки судов, страница 3

Деталь – первичный элемент корпусной конструкции, полученный в результате обработки листового или профильного металлического проката.

Узел – технологически законченная часть корпусной конструкции, состоящая из нескольких деталей.

Секция – технологически законченная часть корпуса судна, включающая несколько узлов и отдельные детали, а также обычно детали насыщения.

Блок-секция – часть корпуса судна, ограниченная плоскостями, параллельными мидель-шпангоуту, состоящая из секций, узлов и деталей.

Блок судна – блок секций, насыщенный механизмами, устройствами, участками трубопроводов, систем, электрооборудованием.

Корпус судна – сооружение, законченное по форме, состоящее из секций или блоков и блок-секций, в зависимости От метода формирования корпуса на построечном месте.

В современном судостроении существуют два метода постройки судна – секционный и блочный. В начальные периоды металлического судостроения применялся подетальный метод постройки – судно собиралось на построечном месте из отдельных деталей и узлов. В настоящее время такой метод устарел, он применяется только при сборке мелких судов (катеров, шлюпок).

Сборка корпуса судна секционным методом осуществляется на построечном месте из секций, поступающих из сборочно-сва-рочного цеха, где производят максимально возможное насыщение секций и частично монтажные работы. На построечном месте параллельно продолжают работы по насыщению, монтажу механизмов, устройств, систем, оборудования, отделке и окраске помещений. Завершение монтажных и достроечных работ, а также испытания судна производят после спуска его на воду.

При блочном методе корпус судна собирают на построечном месте из блоков и блок-секций. Готовность блоков перед сборкой корпуса достигает 80–90%. После сборки очередного стыка в его районе производятся оставшиеся монтажные, изолировочные, отделочные и окрасочные работы.

При применении того или другого метода постройки судна на построечном месте кроме основных сборочных единиц (секций, блоков) устанавливают также отдельные детали корпуса.

Любой из двух методов приемлем при постройке судов малого, среднего и большого водоизмещения.

С точки зрения сокращения времени стапельной сборки блочный метод прогрессивнее секционного. Однако он требует более развитых мощностей предварительной сборки и дополнительных площадей для сборки и насыщения блоков.

Для уменьшения сварочных деформаций, обеспечения широкого фронта работ и сокращения длительности постройки в технологии судостроения разработано три способа формирования корпуса: пирамидальный, островной и блочный. Пирамидальный и островной способы применяются при секционном методе постройки; при блочном – корпус формируют из предварительно собранных и сваренных блоков или блок-секций.

Пирамидальный способ формирования корпуса (рис. 3, а) характерен началом работ в средней части судна, где устанавливается несколько днищевых секций, к которым приваривают секции переборок, бортов, палуб. Группа установленных секций образует ступенчатую пирамиду. После завершения формирования пирамиды открывается фронт работ в носу и в корме.

Когда необходимо быстрее выполнить монтажные работы в районе машинно-котельных помещений, начало работ переносится в этот район.

Пирамидальный способ применяется в основном при постройке судов среднего водоизмещения.

Островной способ формирования корпуса (рис. 3, б) характерен закладкой днищевых секций одновременно в нескольких местах, обычно – в носовом и кормовом районах. Последовательность установки секций в каждом острове такая же, как и при пирамидальном способе.

Разновидностью островного способа является сборка судов из двух примерно одинаковых частей, с последующим спуском их на воду и стыкованием на плаву. Сборочно-сварочные работы по стыкованию производятся с применением кессонов или специальных герметизирующих устройств. Устройство состоит из двух частей, соединяемых болтами-стяжками. После откачки воды из устройства оно плотно обжимает корпус судна. Обе части судна стягивают под стыкование с помощью натяжных лебедок с электроприводами. Лебедки устанавливают на палубе судна или на подводной части устройства. Для предотвращения вертикальных смещений стыкуемых частей судна на надводном участке стыка крепят клиновые зажимы с помощью скоб и болтов. Перед началом работ по стыкованию производят дифферентовку частей судна с помощью балластных цистерн.

Рис   3. Схемы формирования корпуса; а – пирамидальный способ;   б    островной способ

После стыкования, окрасочных работ герметизирующее устройство, а также временные клиновые зажимы и скобы демонтируют. Работы по установке и демонтажу устройства выполняются водолазами.