Локомотивостроение. Общая сборка локомотивов. Направления развития машиностроения, страница 3

Техническое перевооружение литейных цехов происходит на основе комплексно-механизированных линий формовки, изготовления стержней, обрубки и очистки отливок, механизации и автоматизации всех основных и большинства вспомогательных операций по приготовлению формовочных и стержневых смесей, а также операций по подготовке шихты, транспортированию и загрузке в плавильные печи. Специализация комплексно-механизированных линий предусмотрена в зависимости от массы отливок, технологической общности их изготовления и однородности металла. Предстоит также большая работа по значительному увеличению производства отливок прогрессивными специальными способами (литье по выплавляемым моделям, в оболочковые формы и т. д.). Реализация намеченных мероприятий обеспечит коренное улучшение литейного производства в локомотивостроении.

Производство кузнечных заготовок для деталей локомотивов. Предусматривается установка прогрессивного металлообрабатывающего оборудования (горизонтально-ковочных машин, кривошипных горячештамповочных прессов), создание специализированных централизованных производств точных заготовок, комплексная механизация на всех производственных участках, внедрение автоматических манипуляторов с программным управлением. Расширится использование точной резки проката на ножницах с автоматическим контролем массы отрезанной заготовки, обеспечится более интенсивный переход со свободной ковки на штамповку, широкое применение получат прогрессивные методы нагрева заготовок (безокис-литсльный и индукционный). Намечается также централизованное изготовление заготовок для осей колесных пар локомотивов прогрессивным высокопроизводительным методом поперечно-винтовой прокатки. Перспективными являются штамповка мелких и средних шестерен с формообразованием зубьев в заготовке, получение катаных заготовок крупномодульных шестерен тяговых редукторов тепловозов с горячим накатыванием зубьев, а также замена литых колесных центров катаными.

Производство сварных конструкций локомотивов

При комплексной механизации производства сварных узлов большое внимание уделяется сокращению времени сборки, крепления, перемещений с позиции на позицию, а также точности фиксации положений. Для сборки под сварку широко применяются специальные стенды, большинство из которых оборудовано быстродействующими прижимами. Значительный эффект дает использование в производстве сварных узлов локомотивов сварочных манипуляторов, кантователей, совмещенных стендоь-кантователей, вращателей, а также газорезательных установок с фотокопировальным и магнитным управлением. Ведущим технологическим процессом в сварочном производстве локомотивов является полуавтоматическая сварка в углекислом газе, доля которой в общем объеме механизированных способов сварки превышает 75%; общий уровень механизации и автоматизации сварочных работ достаточно высок.

Дальнейшее развитие сборочно-сварочного производства в локомотивостроенпн будет идти по пути создания новых комплексно-механизированных линий, участков и цехов. Особое внимание будет уделено внедрению сборочных стендов и кантователей, оснащенных быстродействующими пневматическими и гидравлическими прижимами, поскольку сборочные и вспомогательные работы механизированы значительно меньше сварочных, а удельный вес их в общей трудоемкости изготовления сварных конструкций локомотивов весьма значителен. Дальнейшая механизация сварочных работ будет осуществляться в основном за счет максимального внедрения сварки в углекислом газе, а также увеличения объема автоматической и полуавтоматической сварки под флюсом и контактной сварки.