Понятие и сущность демократии как общечеловеческой ценности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Существуют античные трактовки демократии; либеральные, консервативные, популистские, коммунистические и анархистские ее интерпретации; плюралистические и элитарные концепции; модели охранительной, развивающей и партисипаторной демократии; наконец, идеологические конструкции типа «демократия советов», пролетарская, буржуазная, мелкобуржуазная демократия; народная демократия и множество других пониманий.

Теоретики демократии делают упор на разные ее свойства: участие (Жан-Жак Руссо), представительство (Джон Милль), сдержки и противовесы (Джеймс Медисон), конкуренция элит (Йозеф Шумпетер), соревнование (Роберт Даль), децентрализация (Алексис де Токвиль), равенство (Карл Маркс), свобода (Фридрих фон Хайек).

Самостоятельно мыслящие, разумные люди вовлечены в политические процессы и совместно вырабатывают идею общего блага. Они определяют, что хорошо и что плохо для народа и после разумно организованных дискуссий решают, как прийти к общему благу (Ж-Ж. Руссо).

Для установления демократии необходимы: небольшая территория, моральное согласие людей, подавление личного интереса, строгая дисциплина граждан, существование представительства и «целомудренного лидерства» (Ш. Монтескье).

Демократию составляют: социальный плюрализм, наличие в обществе фракций, гарантия прав меньшинства, представительство, территория. Демократия - это попытка достичь компромисса между большинством и меньшинством (Д. Медисон).

Демократия - принцип социальной организации современного общества, который предполагает развитие органов местного самоуправления, создание добровольных ассоциаций и строгую ответственность чиновничества (А. де Токвиль).

Демократический метод – это институциональные мероприятия, при которых индивиды добиваются власти для принятия решений посредством конкурентной борьбы за голоса избирателей (Й. Шумпетер).

Сам термин «демократия» состоит из двух греческих слов: demos — народ и kratein - власть. Более развернутое определение демократии было сформулировано американским президентом А. Линкольном: «Демократия исходит из самого народа, она осуществляется народом и в интересах народа»

В американском политологическом словаре демократический символ веры включает следующие положения:

·  индивидуализм, который означает, что основная задача государства - обеспечить каждому индивиду возможность высшего развития его способностей (потенциала личности);

·  свобода, которая должна обеспечиваться в максимально возможных пределах для каждого индивида (в рамках закона);

·  равенство, т. е. утверждение того, что все люди созданы равными и имеют равные права и возможности;

·  братство, которое подразумевает, что люда не будут использовать во зло свою свободу, а, наоборот, будут сотрудничать в создании здорового общества.

В настоящее время демократия в политической сфере понимается как активное участие граждан в общественной жизни, благодаря чему они могут решать свою судьбу. В таком смысле демократия является синонимом народовластия. Кроме того, политическая демократия требует гарантии основных свобод - личной, печати, собрания, объединения и пр.

Чтобы утвердить полную политическую демократию, необходимо дополнить ее экономической и социальной демократией, а также демократией в сфере культуры, которая заключается в равном доступе к просвещению и благам культуры для всех членов общества.

Аспектом демократии является также разбившиеся в 60-х годах в западных странах движение в пользу самоуправления и местной или региональной автономии.

Демократия может быть прямой или непосредственной и представительной или репрезентативной.

Прямая демократия - непосредственное принятие решения народом (в древних Афинах, на городских собраниях в Новой Англии, в Новгороде, Пскове, Полоцке; в наше время - на референдумах). Сторонники непосредственной демократии, считают, что воля народа и господство должны быть идентичны (идентитарная концепция демократии). Они уверяют, что представительство – это элемент чуждый истинной демократии. Руссо утверждал, что «английский народ был свободен только на протяжении одного дня, когда он избирал свой  парламент. После этого народ вновь живет в рабстве, он - ничто». « Любой закон, который народ сам «лично» не утверждал; ничто, пустое место, он не закон».

С другой стороны, тождество между властью и волей народа

Похожие материалы

Информация о работе