Как уже было сказано выше, сеть телефонной связи проектируют таким образом, что не все вызовы в ней обслуживаются немедленно. Если вызов поступает в тот момент, когда устройства, необходимые для установления соединения, заняты, то реакция АТС зависит от принятой в ней дисциплины обслуживания. Различают системы с потерями, с ожиданием и комбинированные.
В системе с потерями при занятости обслуживающих устройств абонент получает отказ (слышит сигнал занятости) и вынужден дать отбой.
Система обслуживания называется системой с ожиданием, если абонент получает возможность дождаться освобождения обслуживающего устройства, после чего для него будет установлено соединение.
Комбинированная система обслуживания предусматривает ожидание или отказ в зависимости от тех или иных условий. Например, в системе с ограниченным числом мест ожидания, абонент получит отказ если все места, предусмотренные в системе для ожидающих вызовов, уже заняты. В системе с ограниченным временем ожидания вызов теряется, если он не был обслужен в течение заданного времени.
Пучки линий и каналов, ступени коммутации узлов сети автоматической телефонной связи в большинстве случаев представляют собой системы с потерями. Ожидание в них предусматривается лишь при заказе абонентами некоторых дополнительных видов обслуживания и при установлении соединений со справочными службами. Примерами систем с ожиданием и комбинированных систем являются также ручные междугородные телефонные станции и управляющие устройства АТС. Если на междугородном коммутаторе образуется большая очередь заказов на междугородные переговоры, телефонистка может не принять следующий заказ.
При разных дисциплинах обслуживания используются различные показатели качества обслуживания абонентов. В системе с потерями основным показателем качества обслуживания является вероятность потерь по вызовам p, характеризующая среднее значение отношения числа потерянных вызовов к общему числу поступивших:
Для систем с ожиданием показателями качества обслуживания являются вероятность ожидания P>0 и среднее время ожидания g.
Расчет количества оборудования сетей связи производится на основании значений показателей качества обслуживания абонентов, приведенных в нормативных документах. В табл. 9.1 приведены допустимые значения вероятности потерь по вызовам, которые используются при проектировании автоматических телефонных станций. При соблюдении этих нормативных значений абоненты практически не ощущают дискомфорта из-за недостатка обслуживающих устройств, так как значительно большее количество вызовов теряется по другим причинам. Так, например, потери из-за занятости или неответа вызываемого абонента могут достигать соответственно 20% и 15% от общего числа поступающих вызовов, а при установлении междугородных соединений до 30% попыток оказываются неудачными по причине ошибок в наборе номера.
Таблица 9.1
Виды соединений |
Вероятность потерь в ЧНН |
Внутристанционные |
0,020 |
Исходящие к другим станциям местной сети при емкости проектируемой АТС до 200 номеров до 900 номеров свыше 900 номеров |
0,030 0,020 0,010 |
Входящие от других станций |
0,005 |
Исходящие к экстренным службам (вызов пожарной охраны, медицинской скорой помощи и др.) |
0,001 |
Если речь идет о сетях телефонной связи, то под схемой системы распределения информации понимают вид пучка, образованного включением линий или комплектов в коммутационное поле телефонной станции. Пучок состоит из линий, выполняющих одинаковые функции. Например, отдельный пучок образуют комплекты соединительных линий каждого направления связи.
Тип пучка определяется в первую очередь структурой ступени коммутационного поля. Входы ступени связаны с источниками телефонной нагрузки; в выходы включаются линии рассматриваемых пучков. Источниками нагрузки в данном случае могут быть абонентские, соединительные линии и линии, связывающие ступени искания. Имеет значение как число входов и выходов используемых коммутационных приборов, так и количество звеньев коммутации, а также схемы включения входящих, исходящих и промежуточных линий. При определении типа пучка необходимо рассматривать ступень коммутации в целом, а не отдельные ее звенья. В теории телетрафика различия между звеном и ступенью играют принципиальную роль. Ступень коммутации может содержать одно или несколько звеньев, в пределах которых осуществляется поиск соединительного пути. Этот путь должен связать вход в первое звено ступени, на который поступил вызов, с выходом из последнего звена, в который включена свободная линия заданного направления. Если ни один свободный путь найти не удается, то попытки установления соединения через другие входы ступени для обслуживания того же вызова не производятся и абонент получает отказ. Например, телефонные станции типа АТСК100/2000 содержат ступени абонентского, группового и регистрового искания. Сразу же после того, как абонент снимет микротелефонную трубку, на ступени АИ произойдет соединение его абонентской линии со шнуровым комплектом и, через шнуровой комплект, со входом блока ГИ. Если после набора номера обнаружится, что в выбранном блоке ступени ГИ нет свободной и доступной линии необходимого направления, то попыток установления соединения через другие шнуровые комплекты и другие блоки ГИ не будет, и абонент получит отказ. В современных цифровых АТС управляющие устройства осуществляют поиск соединительного пути сразу через все коммутационное поле от линии вызывающего абонента до требуемой абонентской или соединительной линии. Поэтому коммутационное поле цифровой станции с точки зрения теории телетрафика представляет собой одну единственную ступень, несмотря на то, что с точки зрения конструктора оно может содержать несколько ступеней временной и пространственной коммутации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.