Аккустико-экологическая безопасность при скоростном движение поездов, страница 6

Эффективность снижения шума экранирующими сооружениями прямо пропорциональна их высоте и протяженности и обратно пропорциональна расстоянию от источника шума до экрана и расчетной точки, высоте источника и точки наблюдения над поверхностью земли, длине волны и звуковых колебаний.

Снижение шума поезда на величину, меньшую 15 дБ, целесообразно обеспечивать с помощью ЗИБ. Необходимая высота ЗИБ определяется в зависимости от конкретных условий местности, расположения относительно колес поезда и его скорости. На скоростях, меньших 200 км/ч, где шум поезда определяется, в основном, взаимодействием колеса и рельса, а также электродвигателями, можно ограничиться высотой ЗИБ Г,5-2 м. При больших скоростях, когда возрастает излучение шума всей поверхностью вагонов, возбуждаемой обтекающим воздухом, высота ЗИБ должна быть порядка 4 м.

При этом ЗИБ с указанными высотами должен устанавливаться вдоль обоих путей. Если защищаемые от шума объекты расположены с одной из стороны железнодорожного нуги, указанные выше сооружения устанавливаются по обе стороны железнодорожного пути.

Конструктивное исполнение ЗИБ включает железобетонную панель, установочные блоки и звукопоглощающий материал, наносимый на внутреннюю поверхность экрана для уменьшения шума внутри поезда и отражения звука в противоположную сторону. Наиболее эффективной является Г-образная конструкция ЗИБ, эффективность которой на 2-3 дБ выше по сравнению с плоской конструкцией.[21]

Эффективность ЗИБ такого типа составляет 10-12 дБ при высоте около 2 м по отношению к шуму, обусловленному взаимодействием колеса и рельса.

Эффективность экрана в виде насыпи несколько меньше (на 2-3 дБ) по сравнению с ЗИБ такой же высоты, т.к. ее невозможно разместить в непосредственной близости от колеи.

                                          

Рисунок 4.2 - Снижение уровня звука и уровней звукового давления от поезда, проходящего в выемке

Примеры экранов типа выемки в грунте показан на рисунках 4.2 и  4.3. Видно, что при высоте откоса выемки Н=4 м ее эффективность составляет 15-16 дБ, а при Н=9,5 м - 25-32 дБ.

Рисунок 4.3-Шумозащитная эффективность выемки для железной дороги

Для снижения шума поездов на 15-20 дБ целесообразно использовать комбинированное шумозащитное сооружение., включающее выемку в грунте, земляную насыпь, на вершине которого устанавливается ЗИБ, одновременно выполняющего функции безопасности.

                                   

  Рисунок 4.4-Шумозащитное сооружение включающее: 1-выемку в грунте; 2-   земляную насыпь; 3-ЗИБ

Сочетание выемки и насыпи обусловлено использованием грунта, извлекаемого из выемки для сооружения насыпи, что исключает практически транспортные расходы для перемещения грунта. Необходимая суммарная высота такого сооружения Нэ определяется расчетом с учетом конкретных условий.

При необходимости снижения шума поезда более чем на 20 дБ необходимо использовать шумозащитные туннели (галереи).

Применение шумозащитных туннелей необходимо также в тех случаях, когда сооружение, включающее выемку, насыпь и ЗИБ, невозможно по конкретным особенностям местности.

Жилые и общественные здания, используемые в качестве экрана и для

 ограничения зоны распространения шума в глубину селитебной территории, должны иметь специальную планировку помещений. Иначе говоря, должна учитываться возможность ориентации спальных комнат, операционных палат и других нормируемых по уровню звука помещений в сторону звуковой тени, расположенной за экраном. Подсобные помещения (коридоры, лестничные клетки, кухни, санузлы, вестибюли и другие), где пребывание человека является кратковременным или по функциональному назначению связано с повышенными уровнями шума (столовые, кафе, помещения складов и магазинов, других учреждений обслуживания), следует располагать со стороны транспортной магистрали.

Эффект снижения шума, благодаря экранированию, может достигать 20-30 дБА и зависит от протяженности и этажности дома. Экранирующие здания со специальной планировкой позволяют снизить шум в нормируемых помещениях на 20-25 дБА по сравнению со зданиями, в которых не учитывается ориентация помещений по отношению к источнику шума.