Аккустико-экологическая безопасность при скоростном движение поездов, страница 4

ные меры защиты. Среди них можно назвать монтаж шумозащитных окон в зданиях, а в ряде случаев и реконструкция зданий с улучшенной звукоизоляцией стен и потолков. На двух участках трасса проходит в непосредственной близости к жилым кварталам через тоннель. В некоторых местах для повышения звукоизоляции над тоннелями насыпаны земляные валы, на которых высажены деревья и кустарники. Озеленялись и благоустраивались все свободные и неиспользуемые для других целей территории.

Обширные противошумовые мероприятия обеспечивают принципиальное улучшение среды обитания городских жителей в прилегающих к железной дороге кварталах. Эти решения могут рассматриваться в качестве образцовых для зашиты от шума в крупных городах, разработке которых предшествовали детализированные акустические исследования. В частности, у каждого окна более чем 1Д тыс. домов замерялись фактические уровни шума, рассчитывались прогнозируемые уровни шума на будущее.

Строящиеся в ФРГ линии высокоскоростных железных дорог Ганновер-Вюрцбург и Мангейм-Штутгарт на протяжении до 30% проходят в тоннелях, многократное отражение звука при движении поезда от проезжей части и обделки при отсутствии дополнительных строительных мероприятий по его гашению в тоннеле повышает уровень шума внутри вагона более чем на 10 дБ А по сравнению с открытыми участками.

Таким образом, разнообразие источников и частотных спектров транспортных шумов предусматривает и многообразие мер по его снижению.

4.4     ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАШИТЫ ОТ ШУМА ПРИ                 ВЫСОКОСКОРОСТНОМ ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ

От шума должны быть защищены три основные категории людей: локомотивная бригада, пассажиры поезда и население районов прилежащих к железной дороге.

Для локомотивной бригады представляют опасность воздушная и корпусная составляющие шума. Основными источниками корпусного шума в кабине локомотива и вагонах являются пол, погодок и стены. Если площадь остекленения составляет значительную часть поверхности ограждения, то окна также излучают свою долю шума. В этом случае мерами защиты являются: звукопоглощающая отделка ограждений, установка пола на резиновые амортизаторы, крепление эластичных элементов для внутренней обшивки стен и оконных стекол, тройное остекление. Листы потолочной обшивки целесообразно крепить через резиновые прокладки.

Для уменьшения воздушной составляющей шума необходимо повысить звукоизоляцию пола на частотах до 1000 Гц, а также стен и окон в диапазоне 250-500 Гц. Системы кондиционирования воздуха, компрессоры и вентиляторы должны быть установлены на амортизаторы. Например, в мягких вагонах над местом установки кондиционера сделан плавающий пол. Это пример комплексной защиты от шума, создаваемого установкой, расположенной под вагоном.

Обратный клапан компрессора тормозной системы расположен в пассажирском салоне и является основным источником шума, в котором велика доля воздушной составляющей. Для уменьшения шума вместе с улучшением амортизации компрессора тормозной системы необходимо вынести обратный клапан за пределы салона и поместить его в звукоизолирующий кожух со звукопоглощающей отделкой. С целью борьбы с шумом вентиляционных устройств в пасcажирских салонах облицовывают части воздуховода звукопоглощающим материалом.[22]

Среди основных способов снижении воздушного шума можно назвать звукоизоляционные и звукопоглощающие конструкции, экраны и глушители, а также устранение шума в источнике путем уменьшения допусков и увеличения точности изготовления деталей. Совершенствование конструкции и выбор новых материалов,правильная эксплуатация и своевременный ремонт. Уменьшить шум можно и организационными методами, такими как рациональное размещение шумящего оборудования, его заменой и применением средств акустической диагностики. Снижения структурного (корпусного) шума можно достичь путем применения упругих муфт, виброзадерживающих вставок, амортизаторов, виброгасителей и вибропоглощающих покрытий. На вагонах устанавливаются дисковые тормоза,на внутренних поверхностях колес вагонов - звукопоглощающие элементы, совершенствуется аэродинамическая форма кузова. Вместе с тем, в районах жилой застройки следует принять специальные градостроительные меры. Например, малоэффективная застройка пограничного с магистралью участка зданиями повышенной этажности башенного типа. При расположении торцом к источнику шума из-за малой протяженности здания по фронту экранирование звуковых волн весьма незначительно. Очень часто встречается параметральная застройка, когда здание обращено фасадом в сторону источника шума. Благодаря такому расположению, за зданием образуется область звуковой тени. При этом уровни звука могут быть ниже, чем на открытой территории, на 20-25 дБА. Но такой способ застройки обладает существенным недостатком: все помещения здания, ориентированные на магистраль, находятся в условиях акустического дискомфорта.