Аккустико-экологическая безопасность при скоростном движение поездов, страница 3

Виды стен и их размещение зависят от конкретных условий. Шумозащитные стены строятся преимущественно вертикальными. На мостах линии Ганновер-Вюрцбург размещенные стены из сборного железобетона наклонены внутрь по чисто эстетическим соображениям для того, чтобы сооружение казалось более низким. Однако, опыт показал, что наклон верхней части стены связан с более высокими расходами при сравнительно небольшом акустическом эффекте.

Прозрачные пластмассовые элементы шумозащитных стен на перегонах могут, напротив, без особых дополнительных затрат выполняться с изгибом внутрь. Это позволяет сделать более жестким верх стены и создает условия для отражения звука вниз к пути.

Если акустические исследования требуют строительства на мосту очень высокой стены, то сооружаются две стены. Между нижним краем внутренней стены и полотном моста оставляют безопасную зону. Такая конструкция препятствует задержанию снега у стены. Стены должны размещаться на расстоянии не менее 4,5 м от оси пути, по которому следуют поезда со скоростями до 250 км/ч.[22]

По действующим на железных дорогах Германии нормам на искусственных сооружениях опоры стен должны размещаться на расстоянии 2,5 м друг от друга, в остальных случаях - на расстоянии 5,0 м. Это расстояние должно быть меньше в тех случаях, когда элементы стены могут сильно изгибаться.

Следует избегать массивных шумозащитных стен, так как это усложняет и удорожает эксплуатацию и ремонт.

Очень часто при согласовании вопросов о строительстве шумозащитных стен выдвигаются требования сделать их прозрачными. В железнодорожных условиях такие материалы пригодны только для изготовления звукоотражающих поверхностей, поэтому предпочтительнее их применение для формирования верхней части шумозащитных устройств (алюминиевой стены, земляного вала и так далее) и на достаточном удалении от пути. При использовании стекла в нижней части стены существует повышенная опасность его разрушения, в частности, при проведении ремонтных работ.

Следует также учесть и другие обстоятельства. В кривых участках пути вблизи светофоров могут иметь место отражения показаний сигналов, создающих угрозу безопасности движения поездов. В общем случае для применения в конструкции шумозащитных стен у железнодорожных путей рекомендуется акриловое стекло толщиной до 20 мм, что по сравнению с элементами из поликарбоната толщиной 12 мм позволяет эффективно снизить шум (разница в уровнях 3 дБ). Такое стекло имеет большой срок службы и длительное время сохраняет прозрачность.

По сравнению с земляными валами стены требуют меньше места и относительно дешевы в изготовлении и эксплуатации, поэтому они остаются основным средством защиты от шума на германских железных дорогах. Для накопления данных о других возможных средствах: озелененных крутых валах, укрепленных проволочными корзинами, стенах из кирпича и других керамических элементов планируется проведение соответствующих экспериментов.

В городах Германии, в частности в Касселе, возникли активные возражения населения против пропуска высокоскоростной линии. Это было связано с проблемой защиты жителей от шума и возможностью нанесения ущерба сложившемуся архитектурному облику города. По этому поводу ставились вопросы о проведении в комплексе с железнодорожным строительством развития городского общественного транспорта, расширения зоны зеленых насаждений и мероприятий по борьбе с шумом на уже существующих в черте города участках железной дороги.

Новая трасса рассчитывалась на высокие скорости движения поездов, поэтому требовалось изыскать территории для размещения противошумовых сооружений и путепроводов. При строительстве линии решалась задача гармоничного сочетания объектов железной дороги с окружающим ландшафтом. В общей сложности в Касселе построено 8,2 км шумозащитных валов высотой от 4 до 12 м над уровнем путей, 18 км противошумовых стен высотой, большей частью 3 м. В стесненных условиях у шумозащитных валов со стороны путей сооружены круто наклоненные пространственно-решетчатые стены из сборного железобетона с заложением пустот грунтом и озеленением, общая длина которых составляет 3,5 км. В Фелльмаре сооружено три параллельно стоящих противошумовых стены.[21]

В тех случаях, когда, несмотря на противошумовые мероприятия, расчетный уровень шума ночью превышал 55 дБА, предусматривались пассив-